Политика

Наталья Север

Витис Юрконис: «Санкции в отношении беларуского и кремлевского режимов должны быть одинаковыми»

Доцент Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета — о жесткой позиции Литвы, которую не все воспринимают однозначно.

Несмотря на введенные санкции, продолжается торговля Литвы с Беларусью, в результате чего часть экспортируемых товаров попадает и в Россию. Об этом пишет Delfi.

Литовское издание подчеркивает, что беларуские удобрения страна не импортирует, но покупает одежду, мебель, овощи, фрукты и орехи. В Беларусь Литва экспортирует прицепы, полуприцепы и автомобили.

В статье приведены данные по увеличившемуся в два раза объему экспорта автомобилей и более чем в 4 раза объему экспорта прицепов и полуприцепов.

Есть данные о том, что большую часть экспортируемых в Беларусь автомобилей позже регистрируют в России, обходя международные санкции. Туда же, вероятно, направляется и значительная часть прицепов для тракторов.

Эксперты также обращают внимание на экспорт оборудования для производства продуктов, который значительно увеличился по сравнению с досанкционными временами.

Прокомментировать эту информацию «Салідарнасць» попросила доцента Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета Витиса Юркониса.

Витис Юрконис

— Литва всегда была последовательна в отношении того, чтобы быть солидарной с беларускими демократами и быть жесткой к беларускому режиму. Этой формулой продиктованы все действия нашей страны в последние 4 года, — отмечает Витис Юрконис. —Также Литва категорична в отношении санкций.

Их должно быть больше, они должны быть жестче, они должны быть как секторальные, так и индивидуальные, и они должны быть синхронизированы с российскими.

Скажу честно, в плане того, какие дискуссии ведутся на разных платформах среди политиков, экспертов и бизнесменов, есть немало сомневающихся, тех, кто считает, что санкции, в частности секторальные, нужно вводить осторожно или даже не вводить вовсе, чтобы они не ударили по простым людям.

И с волной упреков Литва уже сталкивалась, когда вводила ограничения для беларусов по ввозу товаров или по вывозу автомобилей.

Но нужно смотреть на ситуацию объективно. Если вводятся определенные правила, значит, они правомерны для всех.  

В то же время соглашусь с тем, что ограничивать нужно не только и не столько въезд в ЕС машин на беларуских номерах, но и выезд автомобилей в обратном направлении, из Европы в Беларусь, потому что машины направляются не только в Беларусь. Это очевидно.

Как очевидно и то, что при введении таких ограничений пострадает не только режим. И я не исключаю, что и в этом случае реакция может быть не однозначной, и Литву снова обвинят в том, что она хочет навредить простым беларусам.   

И это только один сегмент.

Здесь стоит отметить и то, что ни одна мера не станет действенной, если будет принята только одной страной. То есть санкции должны вводиться так, чтобы их нельзя было обойти через соседнюю границу.

Потому что в 2022 году Запад ввел санкции против товаров двойного назначения, направляющихся в Россию. Но потоки со временем перенаправили через другие страны.

— В статье подчеркивается, что литовская таможня не раз акцентировала, что уравнивание санкций для Беларуси и России помогло бы уничтожить схемы их обхода.

— Да, это позиция Литвы. Во внешней политике позиция нашей страны однозначная — синхронизация санкций. И это не потому, что Литва в данном случае не разделяет Беларусь и Россию.

Но беларуский режим и кремлевский режим Литва относит к одной категории. Они соучастники войны, агрессии против Украины. Они ущемляют и репрессируют свои народы.

И санкции в отношении этих режимов должны быть одинаковыми. В противном случае беларуский режим, наоборот, получит дополнительные возможности для заработка.  

Поэтому Литва в Брюсселе последовательно выступает за синхронизацию санкций, хоть и сталкивается там с противодействием некоторых стран, которые либо введены в заблуждение относительно экономической целесообразности, либо имеют какие-то бонусы от невведения санкций.

Были скептики, например, в Германии, было даже давление на Литву из Португалии по отдельным вопросам.

Есть и представители беларуских демократических сил, которые утверждают, что унификация санкций не приведет к существенному результату.

Я же считаю, что голоса беларуских экспертов и демсил в этом вопросе должны звучать громче и внятнее, и, безусловно, жестче по отношению к режиму и всем, кто его поддерживает.  

Потому что какую бы жесткую позицию не имела Литва, нам нужна поддержка, нужна солидарность с другими европейскими странами. И до них нужно доносить эту позицию, в том числе и беларуским демсилам.

— А почему Литва импортирует из Беларуси продукты питания, одежду и мебель. У вас не хватает продуктов питания?

— Тут вопрос только цены. Очевидно, что Беларусь перепродает дешевле чужие товары, переклеив этикетки. В свое время она торговала «беларускими креветками», теперь чем-то другим.

В то же время, подчеркну, товары, которые находятся под санкциями, без схем или обмана не пройдут.

Другое дело, что список того, что должно попасть под санкции, далеко не исчерпан. И нам, и беларуским демсилам есть над чем работать.

Здесь и вопрос политической воли. В Литве политическая воля есть, однако, для того чтобы санкции были приняты на уровне ЕС, позиции одной Литвы недостаточно.

Таких энтузиастов, как наша страна, которая на протяжении длительного времени продолжает работать над тем, чтобы усиливать давление на беларуский режим и не уводить этот вопрос из повестки, к сожалению, не так много.

Есть страны-лоббисты, вроде Венгрии, которые будут мешать консолидироваться. Поэтому еще раз повторю: очень важен голос самих беларуских демократов, политиков, экспертов. Они лучше знают нюансы беларуской экономики, потоки, те же маршруты обхода.

Мы должны бороться сообща, и перед нами большой круг задач. Как сделать так, чтобы режимы не могли обходить санкции, чтобы те, кто помогает обходить, попадали под уголовную ответственность.  

Это большие и сложные вопросы, и мы движемся в этом направлении. Не так быстро, как хотелось бы. Но уже последний июньский пакет, который был введен, это тоже шаг к синхронизации санкции.