Общество

Анастасия Зеленкова

Виктор Прокопеня: «Одно из удивлений, которое меня ожидало, это осознание, как устроена эта власть»

20 цитат от одного из самых успешных IT-бизнесменов Беларуси.

Виктор Прокопеня стал очередным гостем «Интеллектуального клуба» Светланы Алексиевич. «Салідарнасць» предлагает наиболее интересные его высказывания.

Фото Onliner.by

***

Самый сильный инстинкт, который есть у людей, — это инстинкт самосохранения. И по этой причине то, что нам интересно и то, что мы чаще читаем, относится в первую очередь к плохим новостям. И так устроены медиа, что очень много в них негатива. И за этим негативом мы часто не видим тех позитивных вещей, которые происходят. Всего лишь за 70 лет мир изменился кардинальным образом. Сегодня в мире путешествуют более миллиарда человек. За последние 100 лет детская смертность уменьшилась в 5 раз, увеличивается продолжительность жизни. Мир во многом благодаря технологиям становится лучше.

***

Сегодня сельским хозяйством занимается только 2% населения. Огромное количество рабочих мест исчезло. И так будет происходить и дальше. Более 47% профессий находится под угрозой исчезновения. Но это не значит, что мы не нужны. Это означает, что будут создаваться новые, гораздо более интересные и творческие места. И это означает, что нам надо быстрее и эффективнее учиться.

***

Очень многие люди работают на скучных и очень неинтересных работах. И это то, что изменится. Промышленность – лидер по количество рабочих мест, которые сократились, потому что новые линии производства требуют все меньше людей.

***

Экспорт IT-услуг в Беларуси составляет 1,5 млрд долларов. То есть за последние 10 лет эта область экспорта выросла в 10 раз. Поэтому когда я говорю, что мир становится лучше, я имею в виду, что в том числе и в Беларуси, несмотря на различные новости, которые мы регулярно читаем.

***

Доля экспорта ПВТ на Россию приходится 5,7%. Я это к тому, что IT-отрасль очень слабо зависит от того, что происходит на рынках РФ и какие там ограничения. Экспорт услуг ПВТ географически разнообразен.

***

Проблема №1 IT-отрасли — это не силовики. Это образование. Оно является главной проблемой. Потому что основной источник ресурсов, которые нужны для экономики знаний, – это образованные творческие, умные, интеллектуальные люди.

***

Технологии так устроены, что мы не знаем, каким образом они повлияют на нашу жизнь. Каждая новая технология решает предыдущую проблему, но при этом создает большое количество новых.

***

Да, дети все больше времени проводят на ютубе и в Инстаграмме. Родители им стали неинтересны. Это как пришел терминатор из будущего и забрал ребенка. Это проблема. Поэтому мы, родители, должны быть интереснее Инстаграмма. Мы должны все время развиваться, мы должны понимать, что происходит, изучать что-то новое.

***

Есть такие снобистские высказывание, что не все смогут заниматься экономикой знаний. Я считаю, что это не так. Я считаю, что вопрос в системе образования и в тех подходах, которые мы используем. Система образования прежде задавалась, как система для индустриальной экономики. А индустриальная экономика – это прежде всего стандартизация. Это как фастфуд для мозга.

***

Почему большинству детей, причем не только в Беларуси, в школах скучно? Потому что нам интересно, когда мы учимся на границе наших знаний. Если нам слишком сложно или слишком легко, то нет удовольствия, нет учебы. Для экономики знаний требуется гораздо больше творческих людей. Мы все разные, как и наши интеллектуальные возможности. Я думаю, что в будущем за счет персонализации образование будет учитывать особенности каждого ребенка, и учеба будет гораздо интереснее, чем сейчас. И это даст намного больше творческих интеллектуальных людей, которые будут жить полноценной качественной жизнью.

***

Ютуб – это одна из вещей, которая позволяет детям учиться в своем темпе. Более того они могут смотреть там более интересные ролики от самых лучших преподавателей. Я думаю, что видео и виртуальный глаз сделают образование более эффективным и персонализированным.

***

Действительно, роботы могут делать какие-то простые вещи лучше, чем мы. Однако что-то творческое, сложное ни одна машина, на мой взгляд, никогда делать не будет. И классно, если роботы будут делать за нас скучную, неинтересную работу, а человек будет заниматься интересной творческой работой.

***

Готовы ли люди к такому темпу изменений? Еще когда по Нью-Йорку ходили лошади, люди сильно переживали, что продукты их жизнедеятельности заполонят весь город. Однако прошло время, и эта проблема решилась. Причем не таким образом, каким думали люди. Просто появились машины. Аналогично и здесь. Все, что мы должны, это учиться и получать новые знания, чтобы противостоять новым вызовам. И успешны будут те, кто научится это делать гораздо быстрее.

***

Многие у нас живут прошлым. И это касается не только власти. Это касается и многих лидеров мнений, политиков. Проще ведь написать какой-то плохой пост, чем разобраться в более сложной области. Не Россия и не политика, а прежде всего образование должно быть предметом обсуждения. Это будущее, а не какие-то вопросы вчерашнего дня.

***

Для меня декрет цифровой экономики — это способ каким-то образом сделать так, чтобы Беларусь через 20 лет была успешной, развивающейся страной.

Одно из удивлений, которое меня ожидало, это осознание, как устроена эта власть. Мы себе это очень слабо представляем. Это не та история, где один человек сказал: да будет свет! Беларусь, если брать с самого низкого уровня и до верха – это шведская демократия. Вы знаете, что декретный закон, который принимают в Беларуси, должны подписать 200 организаций? Не одна, не две, не три, а 200! И какой-нибудь Вася где-нибудь в министерстве может сказать: «Не хочу!» И все!

Но нам повезло. Возможно, еще и потому, что там просто много чего не поняли. Ну и, конечно, потому, что это очень классная идея. И это результат в первую очередь общества, а не отдельных людей.

***

Вот у нас обсуждают, какая у Беларуси должна быть национальная идея или идеология? Сейчас обсуждают, в 2019-м! Но все эти идеологии — это продукт прошлого, продукт дефицита информации. Сегодня не может быть идеологии. Могут быть какие-то общие цели, задачи. Нас объединяют общие ценности, наша культура. А идеология – это то, что придумали разные государства, чтобы манипулировать людьми, чтобы они там под каким-то лозунгом шли на войну.

***

Я не понимаю, что значит выражение «компромисс с властью»? Компромисс подразумевает какие-то уступки с двух сторон. Но на какие уступки я могу пойти? Что вообще власти может быть от меня надо? Да им плевать. Компромисс – это какие-то переговоры: я уступил тебе, ты уступил мне. И в переговорах всегда сила позиции каждой стороны определяется его альтернативным вариантом. В переговорах с властью для белорусского общества, к сожалению, никакой альтернативной позиции нет. О чем тогда говорить? Ты можешь только договариваться с властью, объяснять, почему это важно, в чем польза для общества. Но это не компромисс.

***

Как перепрограммировать культурный код? Я считаю, что единственный способ что-то изменить, – это обсуждать. Это функция медиа, лидеров мнения. Надо, чтобы люди общались, слушали друг друга. И если идея классная, она может поселиться в обществе, изменить его, сделать лучше.

***

В Беларуси почти все независимые медиа убыточные. Люди готовы платить за хорошую еду, а за хорошее качественное медиа, за подписку платить не готовы. А дотации — это всегда плохо, это отсутствие независимости.

Развитие медиабизнеса – это единственный способ прийти к какому-то большему пониманию друг друга, к тому, что нужно сейчас делать. И нужно объяснить людям, что чем больше независимых медиа, тем больше это помогает обществу, помогает стране. Чем больше свободы слова, чем больше общения. Это деньги, которые идут на создание гражданского общества. Нужно к этому изменить отношение, тогда мы будем жить в другой стране.

***

Будущее за экономикой знаний, и я верю, что белорусы могут быть успешны и стать IT-страной.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.6(84)