Комментарии

Татьяна Гусева, Александр Старикевич

Виктор Бабарико: когда Евросоюз откроет границы, Беларусь может остаться «чумным бараком»

Глава «Белгазпромбанка» Виктор Бабарико в интервью «Салідарнасці» рассказал, что думает о последствиях пандемии и о том, убьет ли жесткий карантин больше людей, чем сам вирус.

Фото Алексея Пивоварчика

— Вы привыкли оперировать цифрами, а не эмоциями. Какие последствия коронавируса будут более ощутимы: экономические или эпидемические?

— Сто процентов экономические. Коронавирус — это удар колоссальной силы, в первую очередь, по экономике.

Не хочу показаться жестоким, но при всех человеческих потерях, которые мы понесем, этот коронавирус избирателен. В группу риска, в основном, попадают люди в возрасте от 60 и старше.

Согласно математическим подсчетам, на данный момент количество пострадавших от коронавируса жителей Земли минимально. Но пандемия уже нанесла фантастический удар по экономике всей планеты. Мы еще не то что не осознали, а даже не почувствовали этого удара, поскольку работает инерционный механизм.

Мы впервые оказались в ситуации, когда физические перемещения ограничены. Современная экономика во многом все еще заточена под физическое присутствие человека, то есть контакт производителя и потребителя осуществляется через третью точку, будь то магазин или еще что-то.

У нас два выхода. Возможно, будут правы эволюционисты-пессимисты, которые говорят: «Мы не находим братьев по разуму, потому что разум достигает такой точки, после которой уничтожает тех, кто его породил». В первую очередь имелось в виду оружие, во вторую – вирус и неумение с ним справиться.

Я все-таки эволюционист-оптимист, а значит, в качестве ответа на нынешний кризис мы должны придумать глобальную систему компенсации данного риска. Понятие государственности сейчас этому мешает.

Человечество технологически готово к тому, чтобы фантастические истории про единое правительство Земли стали реальными. Но нужно понимать: тогда от старых экономических систем не останется ничего, и, конечно, есть риск, что первоначально не получится все наработанные средства распределить справедливо.

Позитив я вижу в том, что экономическое развитие сейчас ускорится с точки зрения внедрения новых технологических возможностей. И это супер.

— Существует точка зрения, что принимаемые меры — жесткий карантин на Западе — ведут к неизбежному снижению жизненного уровня, что в итоге убьёт больше людей, чем вирус.

— Безусловно. Количество безработных, количество социально незащищенных людей, жертв бытового и домашнего насилия резко увеличится, и с этим надо что-то делать.

Я думаю, мировая экономика накопила достаточно средств и способна сейчас платить всем жителям планеты социальное пособие на уровне, необходимом для выживаемости. Реально обеспечить нормальными условиями жизни семь миллиардов. Идея минимального гарантированного дохода может быть воплощена в жизнь уже в ближайшее время.

Желающим большего необходимо дать возможность работать по принципу социализма: «от каждого по способностям, каждому по труду». На самом деле это очень правильный принцип. Непонятно, почему он не может быть применен для всей планеты. Шоферы, которые одинаково хорошо водят автомобиль, приблизительно одинаково должны зарабатывать вне зависимости от того, в какой стране это делают. Разница должна определяться условиями труда и качеством.

Если же ты хочешь просто сидеть на диване — почему нет? Но будешь получать только минимум.

Что сейчас происходит? Мир вздрогнул и лихорадочно считает потери. Может, лучше постепенно снимать карантин? Ну, будет вторая волна эпидемии, увеличится количество жертв коронавируса, зато экономика оживет. Некоторые страны уже пошли по этому пути.

Я думаю, что в конечном счете, при готовности медицинской инфраструктуры к пандемии, правительства решат пренебречь смертями от коронавируса в пользу максимально быстрого включения экономики. Евросоюз уже описал три этапа снятия ограничений. Американцы тоже это сделали. Они оклемаются и дальше будут решать, что делать с другими.

Многих очень большая беда ожидает. Думаю, что Беларусь может сильно пострадать. И не только от того, что в самом начале мы не предприняли необходимых и разумных мер, аналогичных мировым, по подготовке инфраструктуры и снижению скорости распространения эпидемии у нас.

После открытия границ Евросоюзом мы можем остаться «чумным бараком», коммуникации с которым будут осуществляться только в рамках гуманитарных действий. Мы не закрываем границы, но от нас их закроют другие страны. И в результате вероятность того, что Беларусь станет частью «русского мира», сильно повышается. При условии, что интерес к нам со стороны «русского мира» останется прежним. Украина успеет вскочить в евросоюзовские схемы, а у нас окно возможностей очень маленькое…

Это фрагмент большого разговора «Салідарнасці» с Виктором Бабарико. Основную часть интервью, где будет еще много интересного, читайте на нашем сайте в мае.