Политика
Анна Снежкина, Сергей Балай

Весь список невъездных (дополнено)

Опубликованы фамилии белорусских чиновников во главе с Александром Лукашенко, которым запрещен въезд в Евросоюз. Впервые в этот список попал десяток журналистов государственных СМИ.

Официальное издание ЕС опубликовало список невъездных белорусских чиновников. Как сообщает interfax.by, в списке невъездных около 160 чиновников, судей, работников правоохранительных органов и журналистов.

Кто вошел в список

Глава государства Александр Лукашенко;

Его сыновья Виктор и Дмитрий Лукашенко;

Глава президентской администрации Владимир Макей;

Госсекретарь Совета Безопасности Леонид Мальцев;

Начальник Службы безопасности президента Андрей Втюрин;

Генпрокурор Григорий Василевич;

Глава МВД Анатолий Кулешов;

Председатель КГБ Вадим Зайцев;

Министр обороны Юрий Жадобин;

Все члены ЦИК во главе с Лидией Ермошиной;

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и связям с СНГ Сергей Костян;

Председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности Николай Чергинец;

Председатель Конституционного суда Петр Миклашевич и ряд судей районных судов Минска, выносивших приговоры задержанным 19 декабря;

Министр юстиции Виктор Голованов;

Глава ГУВД Мингорисполкома Леонид Фармагей;

Командир полка милиции спецназначения ГУВД Минска Александр Лукомский;

Заместители министра внутренних дел, заместители председателя КГБ, руководители областных управлений КГБ республики, заместители генерального прокурора, руководители прокуратур областей и Минска;

Помощник президента по идеологии Всеволод Янчевский;

Помощник президента по особым поручениям Виктор Шейман;

Первый замглавы администрации Александр Радьков;

Министр информации Олег Пролесковский;

Первый заместитель министра информации Лилия Ананич и заместитель Игорь Лаптенок;

Руководитель Белтелерадиокомпании Геннадий Давыдько;

Экс-председатель Белтелерадиокомпании Александр Зимовский;

Генеральный директор ЗАО «Столичное телевидение» Юрий Козиятко;

Главный редактор газеты «Советская Белоруссия» Павел Якубович и четыре его заместителя;

Генеральный директор правительственного агентства БЕЛТА Дмитрий Жук;

Журналист Первого телеканала Юрий Прокопов;

Журналист ОНТ Алексей Михальченко;

Главный редактор журнала «Беларуская думка» политолог Вадим Гигин;

Руководитель Информационно-аналитического центра при администрации президента Александр Базанов и его заместители;

Ректор БГУ Сергей Абламейко;

Главврач больницы скорой медицинской помощи Виктор Сиренко;

Глава Федерации профсоюзов Беларуси Леонид Козик;

Председатель Совета Республики Анатолий Рубинов (въезд запрещен в его прежней должности - замглавы администрации президента по идеологии);

Бывший глава администрации президента Геннадий Невыглас;

Первый заместитель главы президентской администрации Наталья Петкевич;

Бывший главам КГБ Степан Сухоренко;

Бывший глава МВД Владимир Наумов;

Бывший министр информации Владимир Русакевич;

Бывший глава нижней палаты парламента Владимир Коноплев;

Бывший главе БРСМ Михаил Орда;

Бывший председатель Комитета госконтроля Зенон Ломать.

«В списке много людей персонально ответственных» – отмечает политолог Валерий Карбалевич.

– Список вырос в четыре раза. В нем много людей персонально ответственных: представители спецслужб, судов, прокуратуры, руководство Центризбиркома, – документ прокомментировал «Салідарнасці» политолог Валерий Карбалевич. – Однако его основная функция – изоляция политической элиты, работников идеологической сферы. В то же время, этот список несет функцию механизма политического давления. Практически все высокопоставленные чиновники и так не могут выехать за границу без санкции высшего руководства страны. Списки эти могли быть значительно больше, однако тогда потерялся бы политический смысл реакции, поскольку подготовка документов заняла бы намного больше времени.

Несмотря на то, что списки увеличились, эксперт считает, что Евросоюз пошел по пути наименьшего сопротивления. Реакция Европы носит скорее символический характер.

– Можно было включить в списки всех председателей избиркомов, однако это повлекло бы за собой неизбежные трудности в их составлении, путаницу в оформлении. Не стоит забывать и о презумпции невиновности, – напомнил политолог.

«Подход Евросоюза отчасти формально-бюрократический»

– Отчасти список был просто продублирован, – комментирует список политолог Александр Класковский. – Если брать в качестве основного мотива санкций то, что произошло 19 декабря прошлого года и последовавшие репрессии, то формальный подход очевиден. Что в списке делает депутат Палаты представителей Сергей Костян, «отметившийся» в выборах 2006 года? Или бывший спикер Владимир Коноплев? Их, вероятно, добавили прямиком из старых списков. В то же время список «усилили» представителями репрессивного аппарата, чиновниками из информационно-аналитического центра при Администрации президента. Добавил Евросоюз и тех, кто ответственен за «промывку мозгов». Такое количество журналистов и пропагандистов – явный прогресс по сравнению с прошлыми вариантами списка, когда в него входил лишь Александр Зимовский.

Эксперт считает, что позиция ЕС не осталась принципиальной до конца. Хотя расширение числа невъездных чиновников, это, безусловно, месседж, хотя и символический, носящий имиджевый характер.

– Почему в списке оказался главврач больницы скорой помощи Виктор Сиренко? По мнению ЕС, врачи со шприцами должны были преградить дорогу сотрудникам КГБ и не отдавать им Владимира Некляева? – рассуждает политолог. – На мой взгляд, если уж и включать его в списки, то после сотен других исполнителей, имеющих непосредственное отношение к репрессиям.

Отсутствие в списке нового премьер-министра Михаила Мясниковича собеседник связывает с неучастием последнего в событиях избирательной кампании.

– Вероятно, новый премьер не представляется Европе одиозной фигурой. Возможно, его захотят использовать, чтобы «подразнить» официальный Минск, – резюмировал Александр Класковский.