Комментарии
Янка Грыль, «Белгазета»

Вертикаль работает на повторение в Беларуси «арабской весны»?

Последние недели, оказавшиеся богатыми на новости про сожженные деревни, пыточный мордобой в «обезьянниках» и запреты увольняться с работы, продемонстрировали: насилие проистекает не от избытка уверенности в себе, а, скорее, от бессилия.

Когда не получается решить вопрос, хочется просто дать в нос. Но неужели споры населения с местной вертикалью раньше решались исключительно в пользу населения и без насилия? Неужели белорусы впервые слышат о практике выбивания показаний из задержанных? Неужели, наконец, контрактная система или недавно подготовленные ПП НС поправки в Трудовой кодекс ущемляют права трудящихся меньше, чем эмоциональная тирада Александра Лукашенко на «Борисовдреве»?

Все, что без проблем проглатывалось белорусским социумом в 90-е или в 2000-е, сегодня стало вызывать плохо артикулированный, но от души прочувствованный протест. В 90-е все были заняты выживанием, а в 2000-е – поглощены потреблением. Кризис пока не довел дело до выживания, но потребление здорово подсократил, и рядовой белорус с недокорму стал проявлять интерес к внутренней политике, чего всегда стремилось избежать государство.

Откуда растут кулаки

Кстати, а кто виноват в возникновении этих трёх конфликтов расследование кражи на автостоянке, снос деревни с переселением жителей, модернизация ДСК, легко решаемых без щелбанов, окриков и оплеух, но переросших в гвалт и хоррор?

Кто не сумел распутать детективную историю пропажи с автостоянки «гранита для изготовления надгробий и памятников»? А тайну хищения солярки и аккумуляторов кто не раскрыл? Ведь именно в результате этого сторожу Василию Сорочику, по его версии, пришлось претерпеть избиения в Ленинском РУВД. Виноваты госслужащие из готовящегося к сокращению МВД.

Кто провалил программу модернизации деревообрабатывающей отрасли? Да так, что инвестпроект стоимостью в 80,6 млн. евро грозит накрыться древесностружечной плитой, объекты не сданы в срок, а народишко разбегается? Виноваты (и это признал сам Александр Лукашенко) тоже госслужащие из конкретных ведомств и концернов плюс те, кто создает благостную картину всеобщей занятости за копейки на белорусском рынке труда.

Кто в Павловичах ринулся переселять деревню ради строительства ТЭЦ, но так и не переселил? А потом отыграл обратно -- стройки не будет, живите спокойно? А потом пообещал предупредить о сносе за месяц, но в итоге без предупреждения пожёг все, что мог? Виноваты госслужащие, которые с 1992г. не могли определиться с судьбой деревни, а потом решили разобраться в один день и без политесов.

В оппозиционной среде уже раздается универсальное объяснение: дескать, так «злачынная ўлада» норовит приструнить и запугать общество, в первую очередь – оппозицию. Это неправда. Общество преспокойно провожает в СИЗО или эмиграцию очередного фрондирующего политика или общественного активиста, рассуждая примерно так: эти люди борются с властью – значит, должны быть готовы к тому, что власть тоже будет бороться с ними. Но когда дело касается ущемления прав «простого человека», среднестатистического обывателя, рядовой белорус отождествляет ущемленного с собой, любимым и недокормленным.

Белорусская управленческая модель в кризисе: ставка на волюнтаризм и насилие – не от врожденной хуторской инфернальности. Просто либо иные методики не срабатывают, либо исполнители не владеют ими.

В итоге труженик административного фронта откладывает долото и берется за кувалду – абы побыстрее «снять вопрос». Это системный сбой белорусской машины госуправления: в громоздком и малоэффективном механизме так долго закручивали гайки, что сейчас, в отсутствие денежной смазки, резьба сорвалась, и гайки полетели во все стороны: кто не спрятался – сам виноват.

Арабская осень

Еще год назад среди должностных лиц РБ было модно выражать озабоченность по поводу «арабской весны», добавляя, что у нас такое невозможно и все информационные вылазки получат отпор. Так вот, припомните, когда последний раз вы встречались с подобным концентрированным выбросом в медиа-пространство негативных сюжетов? Правильно, в России времен несостоявшейся «снежной революции».

Да и сами сюжеты как на подбор: 1) «дело Сорочика» -- пытки в органах правопорядка (аналог в РФ – «казанское дело» с изнасилованием бутылкой из-под шампанского), 2) сожжение деревни Павловичи -- самоуправство местной власти, попирающей права людей ради реализации коммерческого проекта (аналог в РФ – Химкинский лес), 3) запрет на увольнения сотрудников ДСК – демонстративная попытка перешагнуть и через закон, и через электорат (аналог в РФ – осенний съезд «Единой России»).

В итоге у электората резко убывает доверие к 1) правоохранительным органам, 2) местным властям, 3) верхушке центральной власти, включая первое лицо.

Заметьте, все эти резонансные информационные поводы для недовольства сгенерированы самой же властью. В связи с чем закрадывается подозрение, что вся вертикаль сверху донизу работает на повторение в Беларуси той самой «арабской весны», с которой обещала героически бороться еще год назад. Потому что «косяков» все больше и больше.

Если кто забыл: революция в Тунисе началась с самосожжения уличного торговца Мохаммеда Буазизи. Мохаммеда сначала штрафанули на $ 6,86, затем конфисковали электронные весы, и, наконец, какая-то мелконачальственная дура разбросала его овощи и влепила пощечину, а жалоба на дуру в мэрию результата не дала.

И ведь экс-президента Туниса Зина эль-Абидина Бен Али никак не упрекнешь в том, что это он опрокинул лоток с овощами или сжег Буазизи. Тем не менее, лишиться поста пришлось именно ему.

Даровитым идеологам и несокрушимым борцам с оранжевой заразой, уверяющим, что наша властная вертикаль – абсолютное добро, стоит вспомнить, что задача добра – побеждать зло. А когда добро систематически дает в табло тем, кто подвернулся добру под руку, – это уже не совсем добро или даже совсем не добро.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)