Комментарии
Владимир Усоский, ”Экономическая газета”

«Вероятность очередной волны девальвации рубля очень высока»

Сегодня большинство бизнесменов и менеджеров с тревогой смотрят в будущее. Вести о рецессии в США и странах Евросоюза, о проблемах зарубежных корпораций, чьи бренды еще недавно были символом успеха, заставляют задуматься о собственных перспективах. Что грозит сегодня и завтра каждому предприятию и стране в целом?

Своей точкой зрения по этим вопросам с читателями «ЭГ» поделился Владимир Усоский, доктор экономических наук, заведующий кафедрой финансов и банковского дела ВШУБ БГЭУ.

Главной опасностью для экономики Беларуси сейчас является дефицит платежного баланса, который по итогам 2008 г. составил 4,4 млрд. USD. Между тем сумма увеличивается ежеквартально.

Эту тенденцию четко отражает последний квартал 2008 г., в течение которого дефицит платежного баланса «прыгнул» с 2,1 млрд. USD до 4,4 млрд. USD. При этом из-за несбалансированности платежного баланса существенно нарастает спрос на инвалюту и происходит «сброс» рублевых активов.

Сбалансирование платежного баланса считается альфой и омегой экономической политики государства. Однако выравнять этот баланс тем сложнее, чем сильнее была «перегрета» экономика.

Несбалансированность платежного баланса напрямую определяет дисбаланс между структурой производства и потребления, которая по природе своей консервативна и инерционна, поскольку складывалась десятилетиями. Кризис отличается от стабильного состояния экономики тем, что при нем взаимосвязи между производством и потреблением в краткосрочный период радикально изменяются, ломая сложившуюся структуру производства и потребления.

На диспропорции платежного баланса и структуру производства и потребления негативно влияют негибкие цены на товары и деньги, которые в экономике РБ неадекватны условиям воспроизводства ВВП. Административно контролируемые цены препятствуют установлению баланса между спросом и предложением, не могут выполнить функции эффективного регулятора, направляющего ограниченные ресурсы в рентабельные проекты. Внеэкономическое вмешательство государства в рыночные механизмы формирует избыточный спрос на деньги, создаваемый неэффективными субъектами, которые объективно не должны получать доступ к деньгам по причине низкой производительности используемых ими ресурсов.

Рост ВВП в нашей стране в течение 9 лет использовался в том числе для перераспределения валютных доходов экспортеров в пользу неэффективных предприятий и выполнения социальных программ, наращивания долгов для финансирования импорта. «Жирок», накапливавшийся в золотовалютных резервах правительства, валютных доходах банков и предприятий, был источником, финансировавшим рост ВВП посредством рублевой эмиссии Нацбанка, обеспеченной покупкой инвалюты. Чистые иностранные активы Нацбанка выросли с 52 млн. USD (1.01.2000 г.) до 5072 млн. USD (1.09.2008 г.).

Однако еще задолго до кризиса чистые иностранные активы банков уменьшились с 221 млн. USD (1.01.2000 г.) до минус 2,23 млрд. USD (1.07.2008 г.). Объясняется это двумя причинами. Политика государства по стимулированию экономического роста «подталкивала» банки к росту валютных заимствований у нерезидентов. Нацбанк через высокие процентные ставки по рублям в условиях стабильного функционирования экономики вынуждал банки продавать ему валюту.

Тяжелы долги наши

В сентябре 2008 г. начался кризис ликвидности белорусских банков. Неадекватный уровень расходов в экономике страны, «вылезший» через дефицит платежного баланса, профинансирован за счет созданных ранее (до кризиса) долгов, которые будут истребованы нерезидентами.

Значительный рост внешних заимствований привел к ощутимому росту валового внешнего долга. При этом внешний долг органов госуправления на 1.01.2007 г. составлял 589 млн. USD, на 1.10.2008 г. — 2,144 млрд. USD. Совокупный внешний долг РБ на 1.11.2008 г. достиг 14,557 млрд. USD. Для сравнения отметим, что этот показатель на 1.01.2006 г. был 5,128 млрд. USD, на 1.01.2007 г. — 6,786 млрд. USD, 1.01.2008 г. — 12,494 млрд. USD. Столь стремительное наращивание долгов сильно повлияло на «разогрев» экономики.

Структура долга субъектов заимствований по срокам, с помощью которого финансируется внешняя торговля, имеет значительную краткосрочную составляющую. На 1.11.2008 г. долгосрочный долг органов госуправления был равен 2,144 млрд. USD; органы денежно-кредитного регулирования должны 451 млн. USD, из них краткосрочный долг — 380 млн. USD; долг банков — 3,121 млрд. USD, в т.ч. краткосрочный — 1,716 млрд. USD; долг предприятий достиг 8,082 млрд. USD, из них краткосрочный — 6,66 млрд. USD.

Под воздействием мирового кризиса экономика РБ вошла в зону высокой степени финансовой неустойчивости, когда обострились внутренние дисфункции системы, ускоряя кризисные тенденции. Падение экспортных цен на белорусские товары на внешних рынках в октябре 2008 г. по отношению к августу 2008 г. привело к сокращению валютной выручки белорусских экспортеров на 0,5 млрд. USD, а в ноябре по сравнению с октябрем валютная выручка упала еще на 0,7 млрд. USD. Растущий дефицит платежного баланса углубляется дальнейшим резким падением экспортных доходов.

При этом увеличиваются запасы товаров на складах. В январе 2009 г. в промышленности они составили 84,6% (в январе 2008 г. — 50,2%). В структуре импорта большую долю составляет критический импорт, который в значительной мере является фиксированной величиной.

Слишком жарко

Мы пожинаем плоды перегрева экономики, цена которой очень высока. До начала валютного кризиса «погоняемая» экономика создала расходы, «замороженные» в неликвидных инфицированных активах.

Финансирование расходов по докризисным алгоритмам невозможно, т.к. на экономике «висят» созданные долги, которые нужно обслуживать и возвращать. Банки должны радикально изменить стратегию поведения на кредитном рынке, усиливая селекцию предприятий и граждан при кредитовании, исходя из строгих критериев рентабельности.

Несбалансированность платежного баланса — это следствие неравновесия доходов и расходов внешнеэкономического сегмента экономики, значительного превышения спроса на импорт над предложением экспорта. Проведенная в начале 2009 г. одномоментная девальвация не изменила интенсивности девальвационных и инфляционных ожиданий.

Вероятность очередной волны девальвации рубля очень высока, однако ее цена в отличие девальвации 90-х гг. будет намного выше. Граждане накопили значительные банковские депозиты в рублях и инвалюте, которые в случае усиления негативных ожиданий могут стать решающим фактором подрыва ликвидности банков. Несмотря на уменьшение величины депозитов до востребования и срочных депозитов граждан (в рублях и инвалюте) с 6 млрд. USD (1.01.2009 г.) до 5,4 млрд. USD (1.02.2009 г.), их величина остается внушительной.

Значительные продажи Нацбанком инвалюты с сентября 2008 г. по февраль 2009 г. повлекли за собой ломку пропорций между спросом и предложением на рубли на различных сегментах денежного рынка. Дефицит краткосрочной рублевой ликвидности банков составляет 2,5 трлн. Br. При этом подавляющая ее часть приходится на системообразующие банки. Несмотря на прямую помощь правительства, которая была оказана в конце 2008 г. в пополнении уставных фондов, у них серьезно подорвана ликвидность. Нацбанк кредитует банки, продавая краткосрочные деньги по ставкам свыше 23% годовых на сутки.

Денежная база Нацбанка с сентября 2008 г. по январь 2009 г. уменьшилась на 2,641 трлн. Br в номинальном выражении и составила 5,361 трлн. Br. Эта уменьшившаяся часть резервных денег Нацбанка обслуживает 13,622 трлн. Br депозитов граждан и предприятий.

Рублевая денежная масса (РДМ) в номинальном выражении уменьшилась только за январь на 3,779 трлн. Br. РДМ и широкая денежная масса (ШДМ) в реальном выражении, рассчитанная либо с учетом инфляции, либо в валютном выражении, резко сжимаются. Структура РДМ и ШДМ ухудшилась. Доля рублевой составляющей в ШДМ с 1.01.2009 г. по 1.02.2009 г. резко сократилась с 66,3% до 55,4%. Соответственно инвалютная составляющая ШДМ увеличилась с 33,7% до 44,6%. Наличные деньги в обращении в номинальном выражении уменьшились с 4,25 трлн. Br на 1 октября прошлого года до 3,141 трлн. Br к 1 февраля.

Происходит стремительный сброс рублевых активов и конвертация их в валюту. При этом валютный кризис, подрывающий доверие к рублю, вызывает, как это ни странно, одновременный дефицит рублей и инвалюты.

Сроки осуществления активных и пассивных операций резко сокращаются из-за высокой оценки рисков и утраты доверия к партнерам. Острее всего это проявляется на денежных рынках через рост ставок процента, резкое сжатие банковских и коммерческих кредитов, рост требований контрагентов к возврату долгов.

Необходимость обслуживания текущей краткосрочной задолженности перед нерезидентами влияет на дефицит платежного баланса. В денежной сфере происходят сдвиги, способные поколебать устойчивость банковской системы.

Экономика прочно вошла в режим кредитной рестрикции. Действие этих факторов делает невозможным прирост ВВП в 2009 г. по сравнению с 2008 г. ввиду:

1) уменьшения денежной массы в реальном выражении;

2) углубления инфляционных и девальвационных ожиданий;

3) подрыва краткосрочной ликвидности банков;

4) укорачивания сроков привлечения банками денег;

5) прекращения кредитования предприятий банками;

6) системной эрозии структурных связей между сферами производства и потребления;

7) неадекватности уровня цен на товары и деньги условиям воспроизводства ВВП;

8) неспособности ценовой сферы выполнять функции эффективного регулятора финансовых потоков, направляемых из банковской и финансово-бюджетной сфер в сферу производства.

Чистые иностранные активы Нацбанка на 1.01.2009 г. упали до 3,2 млрд. USD, а на 1.02.2009 г. они составили 2,84 млрд. USD. Чистые иностранные активы банков на 1.01.2009 г. составляли 1,79 млрд. USD. В условиях валютного кризиса нельзя механистически отделять чистые иностранные активы Нацбанка от чистых иностранных активов банков. Покупающие валюту «не разбирают», кто им ее продает: Нацбанк или банки.

Суммарная величина чистых иностранных активов двухуровневой банковской системы составляет 1,41 млрд. USD (1.01.2009 г.). При нынешнем темпе валютных интервенций их осталось на 1,5-2 месяца.

Можно, конечно, продавать валовые иностранные активы, увеличивая долг. Однако это движение в зону повышенного риска. Поэтому необходимость выравнивания платежного баланса — сегодня едва ли не самая актуальная задача.

Пора жить по средствам

Предпринимаемые государством меры не приводят к восстановлению баланса, т.к. экономика попала в состояние «фундаментального неравновесия». Разрыв между издержками и ценами может быть скорректирован только посредством системы мер, направленных на радикальное ограничение расходов. «Прыжок» инфляции в январе 2009 г. в 4,1% необходимо гасить, не давая ему ускоряться.

Ставка рефинансирования Нацбанка, составляя в реальном выражении минус 29,6%, является негативным фактором денежного рынка. В соответствии с критерием Керксе валютным курсом равновесия считается такой курс, который в течение определенного периода времени способствует сохранению равновесия платежного баланса без снижения ВВП, занятости и сокращения объемов внешней торговли товарами и услугами. При нереалистичном валютном курсе, неадекватных процентных ставках, неэластичной зарплате и негибких ценах платежный баланс может быть уравновешен лишь за счет сокращения деловой активности, что неизбежно.

Избыточное относительно доходов предприятий и граждан кредитование банками экономики внесло свой негативный вклад в развертывание кризиса. Надо начинать учиться жить по средствам. Для этого следует выбирать путь сокращения расходов, чтобы стихийно не началась стагфляция, когда спад ВВП, рост безработицы и инфляции будут инициироваться неконтролируемой девальвацией рубля.

Несбалансированность платежного баланса может подтолкнуть к развертыванию наихудшего сценария: «набегу» вкладчиков на банки, что повлечет их неспособность выполнять свои обязательства. При таком варианте никакая система макроэкономического регулирования не способна эффективно регулировать деструктивные процессы. Нарушение правил функционирования банков приведет к хаосу на денежных рынках, что сделает процесс неуправляемым.

Самым слабым местом в системной связи сфер «сбережения — инвестиции» является система страхования депозитов граждан в государственных и частных банках. Ее потенциал сегодня недостаточен для исполнения обязательств перед вкладчиками.

При такой вероятной направленности развития событий неизбежно введение административных ограничений на денежном рынке через контроль процентных ставок и создание системы множественных валютных курсов, что объективно приведет к утрате критериев оценки осуществляемых субъектами рынка расходов и получения доходов. Находясь в «зазеркалье» неадекватных цен на товары и деньги, субъекты экономики еще больше утратят почву для осуществления адекватных оценок издержек и результатов своей деятельности.

Хотелось бы предостеречь и от опровергнутого опытом 90-х годов простого способа решения проблемы, суть которого в «помощи» реальному сектору экономики путем накачки Нацбанком «пустых» и «дешевых» денег через банки. Если ухудшение качества активов банков и усиление негативных ожиданий субъектов в отношении рубля наложатся на экспансию резервных денег Нацбанком, при продолжающейся атаке на рубль это также может привести к оттоку депозитов из банков. Однако такой ход развития событий еще можно предотвратить.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)