Комментарии
Ирина Крылович, «Белорусы и рынок»

Вау, это же ВОУ!

Мал уран, да дорог. В информационное пространство на прошлой неделе была вброшена «урановая бомба».

Александр Лукашенко 14 апреля, находясь в поездке по Гомельской области, сделал ряд заявлений, касающихся вопросов распространения/нераспространения ядерного оружия и материалов.

"Я не буду скрывать: у нас остался высокообогащенный уран - сотни килограммов фактически уже оружейного и менее обогащенного", - заявил А. Лукашенко, чем заставил обратить на себя внимание даже мировых СМИ.

Ядерный "резонанс"-2

Тема наличия в Беларуси высокообогащенного урана (ВОУ), который является сырьем для производства ядерного оружия, не нова. В феврале 1998 года в авторской программе нынешнего директора НГТРК Александра Зимовского "Резонанс" прозвучала информация о том, что в научно-техническом комплексе "Сосны" НАН РБ находится на хранении около 2 тонн оружейного плутония и высокообогащенного урана.

Тогда белорусские физики, академики и доктора наук наперебой опровергали информацию, растиражированную БТ, порой обвиняя журналистов в некомпетентности. Они говорили: ядерные материалы есть, их наличие связано с программой "Памир" по созданию передвижных мини-АЭС. И после разборки энергоустановок действительно осталось некоторое количество необлученного и облученного ядерного материала с различной степенью обогащения. То есть наш ВОУ - это в основном отработанное топливо, которое "отмокает" в специальном хранилище, наглухо закрытом и жестко контролируемом МАГАТЭ.

На этот раз действующие академические белорусские ученые были менее разговорчивы, в основном от наличия ядерных материалов открещивались те физики, которые сегодня находятся в оппозиции к власти. Станислав Шушкевич и Александр Войтович подтвердили, что ни о каких сотнях килограммов "фактически оружейного урана" речь идти не может. А. Войтович, который возглавлял Национальную академию наук в конце 90-х, даже поделился воспоминаниями, как сопровождал А. Лукашенко при посещении "Сосен" (вероятно, речь шла как раз о визите, состоявшемся в феврале 1998 года, накануне выхода программы "Резонанс") и докладывал ему, что есть около 90 кг урана. При этом специалисты центра "Сосны" тогда же объяснили президенту, что степень обогащения этого урана не позволяет создать ядерную бомбу. Интересно, что меньше года назад А. Лукашенко снова наведывался в "Сосны". Неужели ученые рассказали ему что-то новое?

Если нет, то зачем было говорить: "Мы не собираемся делать грязные бомбы и не собираемся кому-то их продавать"? Именно такими словами попытался продемонстрировать мирный характер нашего атома А. Лукашенко. А что, мы разве можем делать грязные бомбы?

Ведь технологий по переработке урана и его дообогащения до оружейного в Беларуси не было и нет. Да и быть не может, так как Беларусь поставила подпись под Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), взяв на себя обязательство не производить ядерное оружие и не переключать расщепляющийся материал, применяемый в мирной деятельности, на ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства.

Так что не делать грязные бомбы - это наша обязанность, а вовсе не одолжение мировому сообществу.

"Прилично продать"

Впрочем, не исключено, что А. Лукашенко не нравится то, что Беларусь в 1993 году подписалась под ДНЯО, как и под решением о выводе ядерного оружия с территории РБ. В очередной раз он заявил, что считает вывод ядерного оружия "жесточайшей ошибкой" тогдашних "националистов".

Но оказалось, что отдавал ядерное оружие он сам. "Мне пришлось подписывать этот договор, потому что деваться было некуда: на меня давили и Россия, и американцы - выводите, потому что пообещали", - пояснил А. Лукашенко.

А теперь он жалеет об этом. "Нельзя было, это величайшее достояние, это дорогой товар, который мы, в конце концов, должны были прилично продать", - перевел вопросы ядерной безопасности "на калькулятор" А. Лукашенко.

И тут же открыл торги на оставшуюся сотню килограммов ядерных отходов. "Мне уже который год подряд говорят: вывозите этот уран. Хотите - в Америку, мы вам заплатим, хотите - в Россию", - рассказал А. Лукашенко о существующей проблеме вывоза белорусского ВОУ, как оказалось, не безвозмездного. "Меня сейчас приперли к стенке, нож к горлу: "Отдай!". Я говорю: уже отдал ядерное оружие. А что мы от этого имеем? Поэтому диктовать никому не позволено. Давайте садиться за стол переговоров и будем решать, что делать с этим большим количеством обогащенного урана", - сказал А. Лукашенко.

До свидания, саммит

То, что именно сейчас "приперли к стенке", оказалось не случайным.

Заявления о ВОУ были сделаны в контексте прошедшего 12-14 апреля в США саммита по вопросам ядерной безопасности. В нем приняли участие 47 стран, МАГАТЭ, ООН и т. д., но Беларуси там не было. Большинство экспертов считают, что и быть не могло, так как Беларусь с ее "большим количеством" ВОУ даже околоядерной державой назвать нельзя.

Но у А. Лукашенко другое мнение. "Раз ты против отдать этот уран - мы тебя не пригласим на саммит. Я говорю: "Спасибо, я и не собирался ехать". Даже если бы Беларусь пригласили, я туда не собирался ехать. Почему, когда Израилю было невыгодно, что зададут какие-то вопросы по ядерному оружию, они помахали рукой: "До свидания, не нужен нам ваш саммит". Примерно так и я ответил".

Несмотря на заявления о своем нежелании ехать на саммит, обида чувствовалась. "Если бы Россия действительно была надежным другом, если бы Россия и Казахстан, и другие государства СНГ, которые на этом саммите присутствовали, были бы надежными друзьями, то они поставили бы вопрос: Беларусь - это наша, и она должна там быть. И никуда бы американцы не делись", - сказал он.

Украина - всем пример

Под "другими странами СНГ", возможно, имелась в виду Украина. Недавно избранный президент Виктор Янукович на практике продемонстрировал, как можно обменять ВОУ на политические и экономические дивиденды. Он заявил, что Украина к 2012 году выведет весь свой ВОУ. Американский президент назвал этот шаг историческим, так как США, оказывается, уже 10 лет "припирают Украину к стенке" и требуют этого, и тут же пообещал Украине 250 млн. USD на поддержку системы безопасности для Чернобыльской АЭС.

Виктор Янукович также обратился и к России с предложением "поддержать Украину в вопросе вывоза ВОУ и его переработки". Вслед за этим последовало обещание покупать у России топливо для АЭС, а Россия, как известно, поддержала Украину по газовым вопросам.

Впрочем, и сама Россия хорошо смотрелась на саммите. Во-первых, российский президент Дмитрий Медведев заявил о том, что РФ заглушит последний в мире реактор по производству оружейного плутония в Железногорске (это ж надо, от какого "богатства" отказались!). Во-вторых, Россия распространила меморандум, подтвердив приверженность процессу превращения ВОУ в НОУ (низкообогащенный уран). Эта программа нацелена на то, чтобы вопрос о создании "грязных бомб в исследовательских целях" вообще не вставал.

Нож у горла

"Россия поддерживает программу МАГАТЭ, направленную на снижение обогащения ядерного топлива для исследовательских реакторов до уровня ниже 20% - признанной МАГАТЭ границы между высоким и низким обогащением урана, где это технически возможно и экономически целесообразно. Ее реализация позволит существенно понизить уровень риска распространения высокообогащенного урана", - говорится в меморандуме.

Там же отмечается, что по состоянию на 1 февраля 2010 года программой по возврату из третьих стран свежего и отработавшего ВОУ-топлива с исследовательских реакторов российской и американской конструкции в страну происхождения охвачено 14 государств.

И далее говорится, что Россия планирует в этом году вывезти свежее высокообогащенное урановое топливо из Украины, Беларуси, Чехии, отработавшее - из Украины, Польши, Германии, Сербии, Беларуси. Планируется поставить низкообогащенное топливо во Вьетнам, Узбекистан, Болгарию, Чехию, Казахстан и Беларусь.

Это и есть тот самый "нож", который, по образному выражению А. Лукашенко, приставили к его горлу. Россия хотела бы выполнить свое обещание и поменять нам ВОУ на НОУ, и не исключено даже, что этот вопрос обсуждается в увязке с проектом по строительству АЭС, а это, в свою очередь, увязано с предоставлением кредита.

Это "просто безмозглость и тупая инерция", сказал А. Лукашенко и выдвинул еще одно предположение о причинах того, почему его не позвали. "Ну и, наверно, там еще есть отношения: не пригласили Лукашенко, зачем поднимать ему рейтинги в преддверии выборов, - сказал он. - Мне достаточно сегодняшних рейтингов, чтобы избраться президентом".

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)