«Василий Константинович взял меня в чем была: одел, обул и замуж позвал»

Бывший председатель легендарного колхоза «Рассвет» Василий Старовойтов и его жена Валентина рассказали «Комсомолке», что поздний брак не мешает сильному чувству.

На предложение стать участниками нашей рубрики «Формула любви» Валентина Старовойтова поначалу ответила отказом. Мол, Василий Константинович очень слаб, плохо слышит...

– Раньше каждое утро рассказывал мне какую-нибудь историю. Говорил, говорил, говорил. Сейчас уже не рассказывает... – вздохнула хозяйка.

– Так теперь настало ваше время говорить!

Улыбнувшись, Валентина Николаевна согласилась.

Бульвар Строителей в деревне Мышковичи, что в 160 километрах от Минска, мы нашли не сразу.

– Ничего себе, в деревне – и бульвар! – не удержался водитель, не зная, что и бульвар, и липовые аллеи, и банно-прачечный комбинат, и колбасное производство с асфальтовым заводом и многими другими достижениями в колхозе «Рассвет», гремевшем некогда на весь Союз, появились благодаря неуемной энергии знаменитого Василия Старовойтова. В то время из центра деревушки к дому председателя вела асфальтированная дорога, сейчас под ногами хлюпает рыжеватая жижа.

– Все обещают асфальт положить, но, видимо, не до того, – встречает у симпатичного домика с зеленым забором улыбчивая хозяйка, рассказывая, что раньше вместо бульвара было болото. Рядом – участок, будто под линеечку разделенный аккуратными дорожками и грядками.

Внутри обычный с виду двухэтажный коттедж – будто сказочный терем: на обитых деревом стенах – красочные картинки да тарелочки, на полу – тканые половички, на столах – вышитые хозяйкой скатерти и вязаные салфетки. На подоконниках – бумажный чудо-павлин и парочка лебедей – опять же дело рук Валентины Николаевны. Над кроватью супругов – розовые сердца с их юными фото. Деревянная лестница ведет на второй этаж-фойе с примыкающей библиотекой. Все – в зеленых вазонах да саженцах. Вот так хозяйка!

Фото Анны Абразумовой

– Моя Валентина – лучшая! – вступает в разговор Василий Константинович, который 17 лет назад сделал Валентине Николаевне предложение. До того они были знакомы лет двадцать, с тех пор как она вместе с семьей переехала в «Рассвет» и устроилась в местную школу обучать детишек музыке и рисованию. Вскоре правление колхоза выделило их семье небольшую квартиру. Как и многим другим, кто переезжал в «Рассвет» работать.

«Я знала, что Старовойтов хороший человек, с ним не пропаду!»

Василий Константинович восседает в кожаном кресле в самой светлой комнате. Несмотря на солидный возраст – летом Старовойтову исполнится 88 лет – подтянут и свеж.

– А когда вы решили, что хотите быть вместе именно с этой женщиной? – не без трепета интересуюсь у Василия Константиновича.

– У Вали была очень большая семья, и все пели песни: и мама, и сестры. А я обожал музыку, вот мы и общались. И одна из сестер однажды сказала мне, что Валя разводится с мужем. Вот тогда я и понял, что хочу быть с этой женщиной! – с улыбкой вспоминает хозяин. Его решение одобрили многие односельчане, те, кто знал Валентину Николаевну как замечательного человека и работящую хозяйку.

– Признаний в любви не было, возраст уже не тот, но предложение Василий Константинович сделал красиво: «Сударыня, ты прекрасный человек, я знаю! Давай мы с тобой сойдемся: ты поможешь жить мне, а я тебе. У нас большая разница в возрасте, подумай, даю тебе времени – три дня!» – улыбается Валентина Николаевна, которая поначалу опешила от предложения человека на 27 лет ее старше. – Я знала, что Старовойтов хороший человек, что с ним не пропаду, но все же первые эмоции испугали. А потом я поразмыслила и согласилась, поняла, что хочу быть рядом с ним. Я понимала, что он меня не обидит и решила: «А что, я незаурядная женщина. Могу справиться и со всеми бедами, и со всеми радостями. Голова не закружится!» И я согласилась. Так и сказала: «Я буду вам, Василий Константинович, и подругой, и женой, и соратником, и любовницей... Буду помогать во всем!»

Поженились в новеньком коттедже, вызвав на дом представителя загса. Фото из семейного архива

А чуть позже поинтересовалась: «Василий Константинович, почему же так получается: мне кажется, что наши души уже давно вместе, а сошлись мы только теперь. Почему этого не случилось раньше?..»

– Поначалу я называла мужа только на вы. Почему нет? В дворянских семьях супруги тоже обращались друг к другу на вы. Для них же это было не зазорно!..

Дважды герою труда Василию Старовойтову тогда было 71, Валентине Николаевне – чуть за 40. У каждого за плечами брак, дети, внуки. Его семья воспротивилась новому союзу, хоть в то время Старовойтов уже жил отдельно, но еще не развелся. Дом был разделен на две половины: Василий Константинович обосновался в левой части, бывшая жена и дочка с семьей – в правой. Узнав о новой пассии, семья поставила ультиматум, и он ушел.

Новый дом Старовойтов купил лишь через год, там и расписался с Валентиной Николаевной, вызвав на дом представителя загса. А до того влюбленные год прожили в санатории...

Расспрашивать Старовойтова про дела сердечные – неблагодарное занятие. Другое дело – колхоз «Рассвет», которому бывший председатель отдал себя без остатка. Про родное детище хозяин готов говорить часами. А вот разузнать, за что он ценил женщин и почему выбрал именно Валентину Николаевну, удается с трудом…

– Если честно, я влюбился… – негромко признается Василий Константинович и тут же переходит на повышенные тона: – Чтобы заниматься женщиной, времени много надо. А у меня был «Рассвет» – тяжелое хозяйство. Оно занимало все свободное время. К нам же съезжались делегации со всего мира! Вот я этим хозяйством, как лялькой, и занимался. Мне надо было, чтоб дорожки были ровные, чтобы на них лежал асфальт… Я должен был эту «куклу» всем на зависть растить: и Южной Америке, и Японии. Мне один большой специалист мне так сказал: «Я знал, что раз нас везут из Москвы в Беларусь, значит, везут в хорошее хозяйство. Но не знал, что в такое!..»

Василий Старовойтов дважды герой соцтруда, награжден многочисленными орденами и медалями

«Он увидел меня на сцене и влюбился в мою песню…»

– Он меня и голубушкой, и сударыней называл, и Валюшечкой... – улыбается хозяйка.

– Я и сейчас говорю, что нет лучшего человека, который бы обо мне заботился, который лучше меня знает, чем моя жена, – поддерживает жену Старовойтов. – Не было ни одного застолья, чтобы я не поднял тост за мою любимую. Хозяйство, огород – все на ней. Она профессор своего дела! У нас 26 яблонь, семь груш, 35 кустов. Валя все знает, а я помогаю подсчитать, сколько фосфора да калия под деревце положить надо. А урожаем друзей угощаем, закатываем…

На отдыхе

Больше всего Василий Константинович любит клубнику. И Валентина Николаевна радостно угощает нас своей размороженной ягодой.

– А из красной, белой, черной смородины и винограда мы делаем вкусное вино, – гордится хозяин. – У нас ведь много гостей бывает, частенько и сестра Вали с мужем заходит. С ними я и коньячок могу пригубить. Знаете, я очень люблю этот дом, он хороший. Я вообще счастливый человек!

– А в чем ваша формула счастья?

– Вы из меня хотите философа сделать! – тут же хмурится Старовойтов. – А это к Чернышевскому да к Добролюбову. Я так, как они, красиво не сформулирую. Или спросите лучше мою Валю…

– Впервые он услышал меня как солистку хора, – вспоминает хозяйка. – В «Рассвете» был большой народный хор, вот я и пошла в самодеятельность, не могла без песни.

Скатерти Валентина Николаевна вышивает сама

– И что же подумал Василий Константинович, увидев вас впервые?

– Что может подумать мужчина, увидев женщину? Но у меня был уже не тот возраст, чтобы кокетничать, – комментирует Старовойтов. – Просто я очень любил музыку. Вот и влюбился вместе с ней и в ее песню...

– А помните самую любимую?

– Самая – это Зыкинская «Травы луговые». Валя, напой… – негромко просит хозяин.

И Валентина Николаевна, улыбаясь, начинает негромко напевать, да так дивно, что аж дух захватывает!

– От дорог устанешь ты и впервые

Упадешь лицом в цветы луговые…

Василий Константинович поднимает заблестевшие глаза на Валентину Николаевну и нежно поглаживает ее руку.

– Знаете, как Старовойтова в хозяйстве любили! – тут же вспоминает Валентина Николаевна. – Ни один концерт без него не начинался. Участники хора выглядывали из-за кулис: «Пришел?» «А-а, нет еще…» – и грустили. А как только он заходил, все приободрялись, появлялось настроение. Зал набивался битком, но иногда казалось, что выступали только для Старовойтова. Ведь народный хор был его любимым детищем...

Старовойтов с Быковым и Слюньковым

– Я очень хорошо чувствовал музыку, в Москве еще в бытность союзным депутатом нас водили на оперу «Пиковая дама», «Евгений Онегин», на балет «Лебединое озеро», – рассказывает Василий Константинович, поясняя, что и танго танцевать умеет, и вальс «Бостон».

– А помнишь «Ах, какая женщина, какая женщина…»? Ты пел вместо «мне б такую» – «…хочу такую!» – вспоминает хозяйка.

«И вы бы в него сразу влюбились»

Валентина Николаевна проводит экскурсию по дому и негромко рассказывает про жизнь. Мол, кто-то, может, и опечалился бы позднему чувству, по молодости оно и ярче бывает, и безумней.

– Зато у нас случилась настоящая осознанная любовь, – и Валентина Николаевна показывает двух лебедушек, которых смастерила из бумаги своими руками. – Вы спрашиваете, дарил ли мне Константинович подарки? А что для меня был какой-то подарок, кольцо или другие побрякушки? Дом – вот главный подарок. Он его и обставил, и меня хозяйкой ввел. Я в чем была, в том он меня и взял. Одел, обул, замуж позвал. Что еще надо для счастья?

А еще точно знаю, что формула любви ни в коем случае не состоится, если встретился плохой человек. Она случится тогда, когда человек хороший, добрый, умный, работящий. Старовойтов же – холерик, трудоголик, как его не любить? Если бы вы раньше с ним поговорили, вы бы сразу в него влюбились! Вот и у нас формула любви состоялась сама по себе, как только я его встретила…

– При этом характер у Старовойтова всегда был такой, что ужиться с ним, мне кажется, было совсем не просто…

– А я сразу знала, что должна быть второй скрипочкой. Ни в коем случае не первой. Я должна подчиняться и где-то тихонечко играть, а где-то на серединочке. Но ни в коем случае не громче. Зачем мне на рожон лезть? Свою половинку дополнять надо. Не зря же пообещала быть и подругой, и женой, и любовницей. Кем угодно буду для этого человека! Потому что гениальные люди с такими характерами очень многогранны, их сразу трудно отгадать.

– С таким мужем, наверное, и не поспоришь?

– Поспорить могли, но не ссорились. Василий Константинович всегда находил умные слова, которые меня сразу обезоруживали… Посуду ведь по молодости бьют. К тому же я не то, чтобы стыдилась, но всегда думала: как же я буду кричать на уважаемого взрослого человека? Он очень интересный, я всегда к нему прислушивалась…

Для меня очень важна была его забота, он подарил мне не только себя, но и большой красивый дом, который обставил по своему усмотрению, – и хозяйка показывает просторную комнату на первом этаже: деревянный шкаф да два небольших диванчика с самодельными подушечками.

– Раньше здесь была наша светлая спальня, потом ее конфисковали, как и другую мебель. Сейчас вот потихонечку, с пенсии, все заново обставляю, что-то в кредит беру, – и Валентина Николаевна вспоминает 1997 год, когда мужа арестовали. – Это такая боль была! Хорошо, что дети тогда ко мне переехали … Я не могла по деревне ходить, навзрыд плакала, так больно было. Однажды на свидании рассказала об этом Василию Константиновичу, а он мне в ответ: «Ты ничего не бойся: я ничего не украл, иди с гордо поднятой головой…»

Эту страничку фотоальбома Валентина Николаевна оформила после возвращения мужа из тюрьмы

«Даже один год рядом с этим человеком сделает тебя счастливой на всю жизнь!»

Мы стоим в библиотеке возле деревянного стола, на котором громоздятся многочисленные фотоальбомы. Возле стенки – шкафы, с бесценными черно-белыми фото за стеклом: дети и внуки супругов, фото первой жены Василия Константиновича, общие фото счастливых супругов. А еще Василий Константинович с орденами-медалями рядом с другими героями нашего времени: Быковым, Климуком, Машеровым.

– Я сумею целый мир прошагать с тобою, чтобы ты называл меня, называл меня тихо женою… – негромко зачитывает со страничек самодельного альбома хозяйка, пока я рассматриваю многочисленные фото.

– А как ваша родня отнеслась к вашему союзу, разница в возрасте не смутила?

– Знаете, что сказала моя мама, которая его хорошо знала? «Даже если ты проживешь с этим человеком один год (никто ведь не знает, сколько суждено), ты запомнишь это счастливое время на всю свою жизнь!»

Так и случилось, только вместе мы уже 17-й год... А что до формулы любви, то я даже стихи про нее сочинила, хотите прочитаю? – и Валентина Николаевна на прощанье делится кусочком женского счастья:

– Формула любви моей совсем проста:

Я люблю и любима всегда.

Я объята твоей добротой…

А что поздно встретились, мой дорогой,

Так это не беда для нас с тобой!

ДОСЬЕ «КП»

Василий Старовойтов, 87 лет. Участник войны, делегат XXV, XXVI и XXVII съездов КПСС, депутат Верховного Совета СССР 8-го и 10-го созывов, депутат Верховного Совета БССР. Почти 30 лет, до 1997 года, руководил легендарным колхозом «Рассвет» (Могилевская область), который славился на весь союз. К 1994 году на счетах хозяйства было около 5,5 миллиарда рублей.

В октябре 1997 года был отстранен от работы и арестован. Обвинялся в превышении должностных полномочий, экономических преступлениях, взятках, организации убийства главы Могилёвского Госконтроля Миколуцкого. Бывший председатель провел за решеткой около двух лет. В СИЗО он перенес два сердечных приступа, микроинсульт, после которого некоторое время не мог говорить.

В Кировске Василию Старовойтову установлен бюст.

Дважды герой соцтруда, награжден тремя орденами Ленина, орденами Красной Звезды, Октябрьской Революции, Отечественной войны 2 степени, медалями. Заслуженный работник сельского хозяйства БССР.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)