Вардомацкий: «Для российского общественного мнения важно находиться в позиции общепланетного «решателя», а белорусам этого не нужно»

Социсследование – премьера. Что белорусы думают о геополитике и новой Конституции.

Доктор социологических наук Андрей Вардомацкий презентовал результаты социсследования о том, как изменились геополитические предпочтения и общественное мнение в Беларуси.

Самый свежий — февральский — опрос проходил накануне референдума, на котором, по утверждениям ЦИК, белорусы приняли большинством голосов изменения и дополнения в Конституцию. И цифры, полученные социологами, значительно расходятся со статистикой Центризбиркома.

Так, предполагаемый уровень явки на референдум, говорит Андрей Вардомацкий, ожидался на уровне 50-56%. Это меньше, чем на парламентских выборах 2008 года и меньше, чем обычно на президентских выборах, но больше, чем считалось на тот момент в экспертной среде: аналитики прогнозировали всего около 30%.

Напомним, ЦИК заявил, что уровень явки избирателей составил 78,6%. Разница — почти 20%.

«За» изменения в Конституцию планировали голосовать 51%, против — 7,6%, галочки в обоих вариантах хотели поставить 10,6% (20% — с учетом неопределившихся) опрошенных. А по данным ЦИК, «за» проголосовали 83%. Цифры вновь расходятся и ярко демонстрируют масштаб административного ресурса.

У белорусов также спросили, разрешит ли принятие новой Конституции противоречия в обществе, которые проявились в 2020 году в виде массовых протестов? «Точно нет» и «скорее нет» выбрали соответственно 20,8% и 27,7% опрошенных.

Больше половины участников опроса отметили, что принятие новой Конституции никак не поможет нормализации отношений с Западом и отмене санкций против Беларуси.

На тот же вопрос применительно к России ситуация оказалась прямо противоположная: две трети опрошенных посчитали, что факт проведения референдума улучшит отношения с Россией.

Традиционно, белорусов спросили о наиболее важной проблеме, которая, по их мнению, стоит пред страной в данный момент. Впервые за все время измерений в топ основных проблем попала военная тематика. Раньше, подчеркивает Андрей Вардомацкий, речь шла прежде всего об экономике.

Основными источниками, из которых они получают информацию, стали социальные сети и блоги (преимущественно YouTube и Telegram) — 41%. При этом, обращает внимание эксперт, вторую позицию заняло белорусское государственное телевидение — 38%.

О чем еще спросили белорусов и что они ответили

В геополитических ориентациях белорусов накопились и проявились новые явления, которые социологи обнаружили в ходе соцопросов, прошедших в ноябре и декабре 2021 года.

Чей Крым? Присоединение Крыма к России назвали «правомерным и оправданным действием» 48,8%.

— Это на первый взгляд воспринимается как большая цифра, но, чтобы ее оценить, нужно посмотреть в динамике, как это было раньше, — отмечает социолог.

И приводит данные для сравнения: в 2014 году аналогичный вопрос показал согласие 65% белорусов признать Крым российским — как в юридическом, так и в моральном смысле.

— Смена настроений проходила постепенно, это было накопленное изменение, — говорит доктор социологических наук. — А сейчас, в связи с характером происходящих событий, агрессией России в Украине, мы предполагаем, что оно будет взрывным.

В каком союзе было бы лучше жить народу Беларуси — с Европой или с Россией? (На выбор давались всего 2 варианта). В 2018 году на сторону России склонялось около 60% опрошенных, в 2019 коридор предпочтений уже сместился к 50%, а в 2020-м — в районе 45%.

Как изменился вектор трудовой миграции — куда охотнее белорусы выезжали на работу? Россию, несмотря на большую легкость всех этапов процесса, выбирали 31%, Польшу — 40%, в целом Западную Европу — 36%.

Откуда, с Запад или Востока, для Беларуси исходит опасность? 42,8% опрошенных ответили, что от России. К Польше настороженно отнеслись всего 20,7%, к Украине — около 12%. И это несмотря на все нарративы пропаганды о «самом братском» русском народе.

37% опрошенных посчитали, что в белорусском политическом кризисе Россия должна была остаться нейтральной, а не поддерживать Лукашенко.

Среди участников протестов доминирующую позицию занимала геополитическая ориентация на сотрудничество одновременно и с Россией, и с ЕС — то есть, как отмечали многие аналитики, протест в Беларуси изначально не был геополитическим.

Даже после полутора лет интенсивной актуализации властями «западного следа» протестов, недружественное отношение западных стран как причину продолжающихся протестов белорусы называли последней в списке, а лидировали с большим отрывом насилие со стороны силовиков в августе 2020-го, поведение милиции после выборов и фальсификация, по мнению людей, итогов президентских выборов.

Почему белорусы и россияне по-разному относятся к российской агрессии в Украине?

По мнению Андрея Вардомацкого, дело в том, что у граждан России есть осознание себя как большой страны, которая может оказывать решающее влияние на положение дел на всей планете:

— И в этом смысле белорусы отличаются от россиян. Для российского общественного мнения важно находиться в позиции общепланетного «решателя», а белорусам этого не нужно. И отсюда ряд последствий и различий по всем другим направлениям.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.7(28)