Филин

Алесь Корсак

Вардомацкий: Беларусы демонстрируют устойчивость к пропаганде. Но, если влияние независимых медиа будет сокращаться, Беларусь может стать ментальным придатком России

Гуру беларусской социологии Андрей Вардомацкий рассказал «Филину» о неожиданной переломной точке в геополитической ориентации нашего общества, и что на нее может повлиять в ближайшем будущем.

Исследования «Беларусской аналитической мастерской» Андрея Вардомацкого демонстрируют: наши соотечественники довольно неплохо противостоят попыткам внушить им, что «война России против Украины – это правильно».

В то же время ученый призывает не недооценивать потенциальное влияние пропаганды на беларусов.

Чем обусловлена относительная устойчивость беларусов к пропаганде войны, помимо достаточно высокого образовательного уровня?

– Важным фактором является историческая память. Беларусь – это та часть Европы, которая в наибольшей степени страдала от многочисленных войн: не только второй мировой, но и гораздо более ранних, включая петровские и допетровские.

Все это наложило на подсознание неизгладимый отпечаток, который на выходе произвел такой рефлекс: «Война, отойди, не трожь оружие. Обходи».

Поэтому и в 2020 году была столь однозначная установка именно на мирный протест. Поэтому подавляющее большинство против потенциального ввода беларусских войск на территорию Украины для участия в боевых действиях.

Такое отношение сформировалось быстро: первый замер мы делали буквально через две недели после начала войны, и сразу же появилась вот эта цифра – 85% против ввода беларусских войск на территорию Украины. И потом она воспроизводилась во всех четырех последующих замерах.

Но что будет дальше, во многом зависит от медиа. Сейчас зачастую российский нарратив совпадает с интерпретацией, предлагаемой беларусскими государственными средствами массовой информации. Соединяясь, они приобретают кумулятивный эффект, увеличивающий воздействие российского нарратива на массовое сознание беларусов.

Учитывая, что множество негосударственных медиа признаны экстремистскими и вынуждены эмигрировать, их доступ к аудитории сильно затруднен. Тем не менее, они сохраняют существенное влияние на тех, кто находится внутри Беларуси. Но, если оно будет сокращаться, то дальнейшее проникновение кремлевского нарратива пережмет резистентные силы массового сознания. И тогда Беларусь может стать ментальным придатком Российской федерации.

Очевидно, что прозападные настроения в Беларуси сейчас не на пике. Но, если смотреть в динамике, и не последние пару лет, а более значительные отрезки – 10 лет, 20 – как они менялись?

– Спасибо большое за этот вопрос, потому что сейчас спрашивают обычно о динамике с начала войны. Но на самом деле для понимания сущности происходящего надо смотреть на более удаленные точки, которые многое объясняют в происходящем.

Переломным стал май 2004 года. Тогда десять стран присоединились к Европейскому союзу.

До этого момента в Беларуси долгое время соотношение проевропейской и пророссийской ориентации было примерно одинаково: чуть больше 40% у той и у другой. Хрестоматийный пример геополитической бивекторности. Это было естественное всегдашнее состояние беларусских геополитических ориентаций.

А вот после мая 2004 года начались изменения. В какую сторону вы думаете?

Полагаю, что начали расти пророссийские настроения. Кремль среагировал на расширение союзов, которые считал недружественными – ЕС, НАТО – и резко усилил пропагандистскую кампанию. Лукашенко подыгрывал Москве в этом вопросе. А Запад, в свою очередь, продолжал работать по Беларуси в фоновом режиме. И результат не заставил себя долго ждать.

– Да, после мая 2004-го был длительный период подъема пророссийских ориентаций. Потому что пошла интенсивная медиакампания, так скажем, не в пользу европейского пути.

Рейтинги политиков могут изменяться очень быстро. Но геополитические ориентации – это такая тяжелая ригидная структура общественного мнения, которую сложно скорректировать. Ценностные ориентации самые инертные.

Хотя определенные скачки происходили и в этой части. В частности, повышение Кремлем цен на энергоносители на рубеже 2006-2007 гг привело к снижению пророссийских настроений в Беларуси.

Важно иметь в виду еще одно обстоятельство. Если задавать вопрос или-или – в союзе с кем было бы лучше жить: с ЕС или Россией? – то в упомянутом периоде значительно чаще большинство склонялось к России.

Но, если добавить третью опцию, вне всяких союзов, то картина меняется. Значительное количество беларусов отходит именно на эту промежуточную позицию.

Для лучшего понимания менталитета стоит упомянуть о том, что и в Украине были времена, когда доминировали пророссийские настроения. Их обвал начался в 2014 году...

Такая динамика – это наиболее вероятный сценарий и для Беларуси, если ситуация поменяется.

В 2018-2020 гг и у нас снижались пророссийские настроения. А потом в силу резкого изменения медиаландшафта пошли другие процессы. Плюс сказалось разочарование части беларусов, которые ждали, что ЕС более решительно поддержит протесты, чем он сделал это на практике.

Но опять же, нужно четко понимать, что вкладывается в понятие «пророссийская ориентация». Вариант «Беларусь должна войти в состав РФ» на протяжении многих лет стабильно выбирают около 4%. А большинство предпочитает дружественные отношения без виз и прочих неудобств, но и без объединения.

Формула примерно такая: кооперации и сотрудничеству – да, вхождению – нет.