Спорт

  Оксана Шмидт

Валентина Зеленкевич: «Не выйти на площадь было для меня равносильно тому, что наступить себе на горло»

Чемпионка Беларуси по триатлону 2019 года, лишившаяся работы на родине, переехала в Москву. Рассказывает, что этому предшествовало.

– Я старалась держаться до последнего, пыталась сохранить нейтральную позицию, – рассказывает Валентина Зеленкевич, мастер спорта по плаванию и триатлону. – Мол, я в политику не лезу! Но когда началось насилие над такими же простыми людьми, как я, терпеть долго я не смогла. Еще до публикации своего первого патриотического поста в сети, я начала выходить на площади.

– Предостережения были со стороны тренера, руководства клуба?

– 9 августа прошли президентские выборы, а уже 12-го я выложила свой первый пост, и на следующий день мне позвонил тренер. «Я очень переживаю за тебя и твое здоровье, Валентина! Пожалуйста, никуда не выходи!» – попросил он. Я ничего не стала ему обещать, просто сказала, что учту. А 23 августа я выложила пост с БЧБ флагом…

– Валентина, вы были готовы к последствиям? Или до конца не понимали, чем это может грозить?

– Конечно, я давала себе отчет в том, что последствия будут. Но приняла решение, что не буду сидеть дома и «лайкать» чужие посты, а выйду на площадь с открытым лицом и флагом.

– Вам всего 21 год, впереди целая жизнь. Что стало последней каплей?

– Я всегда была борцом за справедливость, правду и честность! Поэтому не выйти на площадь было бы для меня равносильно тому, чтобы я наступила себе на горло. Понимаете, главное, всегда оставаться человеком, даже если на карту поставлены карьера, комфорт и другие жизненные перспективы.

Но я не думала, что реакция будет настолько резкой. Едва я выложила пост с марша, как мне написал мой тренер: «Валентина, я же просил тебя». Сразу поняла, о чем речь, поэтому ответила так: «Извините, не смогла бездействовать». «Объясни тогда, чем тебе так дорог этот флаг?» – последовал вопрос от Толкачева. Я сказала ему, что это флаг независимой страны и спросила: «А вы сами за кого голосовали?» «За действующую власть», – ответил он. «Я – нет! Могут же наши взгляды расходиться?» – спросила я. «Тогда расходимся и мы», – ответил тренер.

Все произошло по телефону. Я ничего не стала отвечать. Подумала, что это эмоции! Пришла на тренировку и мне начали угрожать.

– Кто?

– Тренер встретил меня такими словами: «Зачем ты пришла?». В тот момент я все поняла. Он предупредил, что с 1 сентября я буду отчислена, что со мной разорвут все контракты, и я больше не в национальной команде.

– Но в интервью, которое он дал, сказал, что в вашем уходе нет никакой политики. Получается, слукавил?

– Получается так! В тот день в своих социальных сетях я написала, что как спортсменка не могу наблюдать за происходящим и ничего не делать для своего народа. Но получается так, что это никому не нужно. Утром следующего дня меня вызвали в кабинет.

Я понимала, о чем пойдет речь, поэтому подготовилась и взяла с собой диктофон. Мой тренер – еще и директор Республиканского центра олимпийской подготовки. Он сказал, что моя гражданская позиция не совпадает с его, более того, своими действиями я подставляю его, команду и клуб «Tristyle». И я должна уйти…

– Ваша гражданская позиция, получается, вышла вам боком. Близкие как-то пострадали от этого?

– Я попросила маму не давать обо мне никакой информации, не реагировать на провокации в сети и не вступать в полемику. Как мать, она, конечно, хочет меня защитить, поэтому не сдержалась пару раз. Но мама меня поняла! А вот у бабушки реакция была более бурная. «Ты испортила себе жизнь. Теперь иди ищи работу и мужа», – сказала она.

– Травля была?

– Начали говорить обо мне гадости! Мол, я пришла в триатлон никем и звали меня никак, что они взяли девочку с улицы и, грубо говоря, научили ходить.

Это чудовищное искажение фактов! Я пришла в триатлон два с половиной года назад уже с именем. Я была мастером спорта по плаванию с рекордами и огромным желанием развиваться дальше. Я начала себя реализовывать в новом спорте.

– Трудно было перейти в триатлон?

– Были свои сложности. Когда я пришла в клуб «Tristyle» к своему уже бывшему тренеру Дмитрию Толкачеву, там тренировались только мужчины. Помню, в первый день мне дали выступить на внутриклубном турнире, и по сумме трех видов я обыграла всех. Сказали, что это очень круто, и я начала заниматься. Так я стала первой девушкой в команде и в тренерском составе.

Очень много людей пришло в клуб, благодаря мне. И они же потом, после всех этих событий, ушли.

«Спортсменку года» уволили за то, что повезла в больницу отца с инсультом

– Сейчас вы приехали в Москву. Чего ждете от столицы России?

– Я не в первый раз все меняю. Это трудно, конечно, но я точно знаю, что будет лучше, чем «до». Когда я приехала в Москву, четко понимала, что должна отбросить амбиции и в первую очередь решить вопрос с тем, как обеспечить себе здесь нормальную жизнь.

– Спортом заниматься продолжите?

– Я задавала себе вопрос: «Хочу ли я, чтобы триатлон остался в моей жизни, и на каком уровне?» Конечно, хочу, но главное сейчас – это обеспечение себя. С остальным разберусь позже.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.1(46)