В мире
Артур Громов, «Газета.Ру»

В японской мафии произошел раскол из-за несогласия с курсом босса

Крупнейшая группировка японской якудза Ямагути-гуми раскололась. Не менее десяти банд криминального синдиката заявили о выходе из организации из-за несогласия с курсом нынешнего босса Кэнъити Синоды.

Японские правоохранители опасаются, что раскол мафии приведет к войне за передел сфер влияния — такое уже происходило в 1980-х. Впрочем, кризис в Ямагути-гуми длится уже не первый год, и раскол группировки стал лишь его логичным продолжением.

Японская полиция приведена в состояние повышенной готовности. Поводом для этого стал раскол крупнейшей группировки японской мафии якудза Ямагути-гуми. Новость освещается на местных телеканалах.

По данным японских медиа, более десяти банд, связанных с этим криминальным синдикатом, по всей видимости, намерены отделиться и создать собственную организацию. До сегодняшнего дня подобное случалось лишь в далеких 1980-х — тогда раскол в Ямагути-гуми привел к войне за передел сфер влияния и стал причиной гибели не менее двух десятков мафиози.

Сигналом раскола стало неприсутствие боссов нескольких группировок на общей сходке в штаб-квартире Ямагути-гуми на этой неделе. Ожидается, что отделение будет официально оформлено на собрании криминальных авторитетов в начале следующего месяца. После этого организация даже сменит свое имя, добавив в него слово «Кобе» — так называется город, в котором расположена штаб-квартира синдиката.

Полицейские источники, на которых ссылаются японские СМИ, утверждают, что причиной нынешнего разделения группировки стало недовольство курсом, проводимым в Ямагути-гуми боссом Кэнъити Синодой (также известным как Синобу Цукаса). Некоторым участникам синдиката не понравилось, что Синода уделяет слишком много внимания своей собственной группировке Кодо-кай, основанной им в 1984 году. При нынешнем боссе Ямагути-гуми начала усиливать свое влияние в Токио и восточных частях Японии, в то время как западная часть — традиционная сфера влияния этой группировки — осталась за бортом.

Босс мафии Кэнъити Синода

Эксперты склонны видеть другую причину, лежащую в основе раскола, — экономическую. Как пишет журналист Брэтт Булл, специализирующийся на организованной преступности в Японии, членство в мафии попросту перестало приносить доходы некоторым бандитам: «Разделение Ямагути-гуми не связано ни с чем, кроме японской экономики. Грубо говоря, «нарезать капусты» в Токио проще, и поэтому упор Синоды на Кодо-кай и Токио вызвал разочарование среди членов банды в западной части Японии».

По данным правоохранителей, по состоянию на конец прошлого года в составе Ямагути-гуми насчитывалось более 23 тыс. бандитов. Еще пять лет назад в группировке состояло 27,7 тыс. человек. Тем не менее Ямагути-гуми по-прежнему принято считать крупнейшей группировкой я стране, куда входит половина всех японских мафиози. Синдикат даже прозвали «Уолмартом» преступного мира Японии за его умение легко расправляться с оппонентами и генерировать огромные доходы.

Члены Ямагути-гуми во время похорон в 1980-е

Еще в 2010 году, когда синдикат начал выпускать собственный корпоративный журнал «Ямагути-гуми Симпо», Кенити Синода в своей колонке жаловался, что для мафиози настали тяжелые времена. Он также признал, что Ямагути-гуми больше не может полагаться на свой «бренд», чтобы обеспечить выгодность своих операций.

Количество членов якудза ежегодно падает — похоже, бандитам становится все труднее справляться со своими задачами из-за политики по борьбе с мафией, которая не позволяет им открывать новые банковские счета или заключать договоры по покупке-продаже недвижимости. При этом исторически сложилось так, что власти Японии терпят деятельность банд якудза и не ставят мафию вне закона, хотя в особо вопиющих случаях столкновения гангстеров и полиции все же происходят. Кроме того, в самом сознании японцев мафия была и остается неизменным атрибутом общества.

Кадр из фильма «Полный беспредел» Такеши Китано

Деятельность якудза и жизнь японских мафиози, широко растиражированные в фильмах, телесериалах и журналах, создают впечатление, что гангстеры ведут роскошную жизнь и живут по самурайскому коду чести бусидо. Якудза появлялась во множестве фильмов: «Убить Билла» Квентина Тарантино, «Васаби» и «Такси-2» Люка Бессона, «Тройном форсаже» Джастина Лина (снявшего все последовавшие «Форсажи») и даже в «Росомахе», который, казалось бы, никакого отношения к японской мафии не имеет. Неудивительно, что «экранная» якудза разительно отличается от настоящих бандитов, орудующих в Токио.

Впрочем, японские режиссеры с этим феноменом знакомы намного ближе, и их фильмы позволяют представить, как в действительности устроена жизнь мафиозных группировок Японии. Очень показателен фильм Такеши Китано «Полный беспредел», в котором показывается столкновение «старого» и «нового» в жизни якудзы. В фильме теснимые к обочине старые боссы пьют уже не саке с пивом, а красное и белое вино, но в целом к новой реальности относятся с раздражением.

Кроме того, режиссер наглядно объясняет, что представители всех поколений чтят самурайские принципы только на словах, предавая друг друга на каждом шагу.

Якудза опирается на ценности патриархальной семьи, принципы беспрекословного подчинения боссу и строгого соблюдения свода правил (кодекса мафии), за нарушение которых предусмотрено неминуемое наказание. Между рядовыми членами группировки поддерживаются горизонтальные «братские» отношения, что обеспечивает кланам относительную стабильность.

Ямагути-гуми названа в честь ее основателя Харукити Ямагути. Своими корнями эта группировка уходит в профсоюз докеров в довоенном Кобе (Япония), основанный в 1915 год. Несмотря на то, что Ямагути-гуми переживает не самые лучшие времена, она по-прежнему остается самой крупной из всех группировок якудза.

По данным полиции, синдикат получает миллиарды долларов прибыли в год от вымогательства, азартных игр, секс-индустрии, торговли оружием, наркотиками, а также операций в сфере недвижимости и строительства.

Они также участвуют в акциях манипулирования рынком и создании порнографических сайтов.

Ямагути-гуми берет ответственность за более чем 40% организованных преступлений в стране. Штаб-квартира синдиката располагается в Кобе, но организация действует на территории всей Японии и осуществляет свой бизнес и за рубежом, в основном в Азии и США.