В телеге сегодня. «Мясников с группой чекистов вывез бывшего великого князя за город и расстрелял»
Историк Леонид Млечин в своем Telegram-канале рассказывает, как 100 лет назад убивали тех, чьи портреты вчера носили.
Ночью 29 января 1919 года расстреляли великих князей Николая Михайловича, Павла Александровича, Дмитрия Константиновича и Георгия Михайловича, которых держали в Петропавловской крепости. Убили их по решению президиума ВЧК. Никаких преступлений они не совершали.
Все помнят о расстреле царской семьи. Но убивали и его родственников.
Младшего брата последнего императора великого князя Михаила Александровича в марте 1918 года Совет народных комиссаров выслал в Пермь. В ночь на 13 июня глава местных большевиков Гавриил Мясников с группой чекистов и милиционеров вывез бывшего великого князя за город и расстрелял. Советские газеты написали, что бывший великий князь бежал.
В ночь с 17 на 18 июля 1918 года в нижнюю Селимскую шахту под Алапаевском сбросили живыми великую княгиню Елизавету Федоровну, великого князя Сергея Михайловича, князей Константина Константиновича, Игоря Константиновича, Иоанна Константиновича и князя Владимира Палея, сына великого князя Павла Александровича.
В общей сложности убили восемнадцать членов семейства Романовых.
Никто не пришел к ним на помощь. Белое движение не хотело восстановления монархии. Адмирал Колчак запретил в своей армии исполнять монархический гимн «Боже, царя храни». Генерал Деникин, командующий войсками Юга России, был откровенным противником монархии. Князья Юсуповы изъявили желание сражаться против большевиков. Деникин ответил отказом: «Присутствие членов и родных семьи Романовых в рядах Белой армии нежелательно».
Но самое поразительное — одобрительная, если не радостная реакция общества.
Писательница Зинаида Гиппиус отметила в дневнике: «С хамскими выкриками и похабствами, замазывая собственную тревогу, объявили что расстреляли Николая Романова… Щупленького офицерика не жаль, конечно (где тут еще, кого тут еще «жаль»!) , он давно был с мертвечинкой».
Владимир Коковцов, бывший председатель Совета министров: «Нигде не видел ни малейшего проблеска жалости или сострадания. Известие читалось громко, с усмешками, издевательствами и самыми безжалостными комментариями… Бессмысленное очерствение, похвальба кровожадностью. Самые отвратительные выражения: «давно бы так», «крышка Николашке», «эх, брат Романов, доплясался» — слышались кругом от самой юной молодежи, а старшие либо отворачивались, либо безучастно молчали».
Те же люди, что еще недавно были монархистами, ожесточенно рвали портреты Николая II. Немецкий военнопленный писал домой: «Выкалывают глаза лубочным изображениям царской семьи, на которые вчера молились».
Не антимонархические чувства привели к падению монархии. Наоборот: свержение императора словно санкционировало общенациональный погром. Николая лишили престола – и все развалилось. Было государство – и в один день рухнуло. Только поняли это не сразу.
В телеге накануне. «Мадуро свергли, женщина, Венесуэла потеряна!»
Читайте еще
Избранное