«В те времена римляне очень хорошо помнили, в чем состоит настоящий смысл парада»

Письма к дочери – с очередными воскресными уроками истории.

Римляне знали толк в парадах победы. Наверное потому, что часто побеждали. Для всякого римского генерала триумф был венцом его карьеры. Это было грандиозное мероприятие: победитель ехал на колеснице, запряженной белыми лошадьми, войско шло в парадном порядке, вели пленных и несли захваченную добычу.

И, хотя римские генералы регулярно одерживали победы, за всю историю Республики лишь девять человек праздновали триумф чаще, чем один раз.

Одним из них был Марк Клавдий Марцелл. Свой первый триумф он получил за победу над галлами. Потом началась война с Ганнибалом и через год после разгрома римлян при Каннах Марцел вернулся в армию.

Надо сказать, что в первые годы Ганнибаловой войны римлянам было не до победных парадов. Римские генералы, мягко говоря, не радовали сограждан военными успехами. Марцелл выгодно выделялся на общем фоне. Он завоевал Сиракузы, изгнал карфагенян из Сицилии и однажды даже удачно сразился с Ганнибалом (В те годы удачным сражением с Ганнибалом считалось такое сражение, которое не закончилось для римской армии разгромом).

В общем, римляне заслуженно считали Марцелла выдающимся полководцем и называли его мечом Италии. Вернувшись после сицилийской экспедиции, Марцелл с полным, по его мнению, правом попросил у сената разрешения на проведение парада победы.

И, в общем-то все были согласны, что заслуги Марцелла велики. Что многим римским генералам случалось получать право на триумф и за меньшие достижения. Было только одно малюсенькое препятствие.

В те времена римляне очень хорошо помнили, в чем состоит настоящий смысле парада. Они знали, что парад победы проводится не только ради того, чтобы польстить полководцу. Или сделать приятное политику. Триумф это был такой способ сказать спасибо богам за победу. Церемония скорее религиозного, чем светского характера. И как всякая религиозная церемония, проведение триумфа регулировалось множеством строгих правил.

Среди них было одно очень простое и, наверное, главное правило — триумф получал полководец за победу в войне. То есть, все просто: сначала ты побеждаешь в войне, а потом уже проводишь парад победы и говоришь богам спасибо. Потому что, если сказать богам спасибо за несостоявшуюся победу они ведь могут посчитать это злой насмешкой и обидеться.

А до победы над Ганнибалом в то время было еще далеко. И, чтобы не гневить богов, сенат предложил Марцеллу обойтись овацией. Это почти как триумф, только без белых лошадей и с парадом меньшего масштаба. «Спасибо» богам, но сказанное шепотом.

Конечно, Марцеллу не стоило упорствовать. Но ему было уже за шестьдесят и очень хотелось стать человеком, который отпраздновал триумф дважды. Консул Республики в военное время за пределами городских стен мог действовать, не спрашивая мнения сената. И Марцелл воспользовался этим правом. Сам назначил себе триумф и сам провел его за пределами городской черты. А сенат, чтобы не обижать уважаемого человека, предпочел сделать вид, что ничего особенного не произошло.

Что тебе сказать? Боги были милосердны к Республике. Они не стали карать римское государство. В пятый раз переизбранный консулом Марцелл снова отправился на войну. Вместе со своим коллегой он успешно теснил Ганнибала, который отступал, избегая решающего сражения.

Однажды, во время этих маневров Марцелл и второй консул отправились осмотреть местность. И случилось так, что их отряд наткнулся на фуражиров из армии Ганнибала. Завоеватель Сиракуз погиб в нелепой случайной стычке. Его коллега, который не оскорблял богов преждевременным триумфом, был смертельно ранен и умер через несколько дней.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(32)