Общество
Семен Печенко

«В сознании белорусов полупустой холодильник перевесил телевизор»

Политический обозреватель Александр Класковский рассказал «Салідарнасці», чем для властей чревато падение рейтинга главы государства. Плюс — реакция Байнета.

Независимый институт социально-политических и экономических исследований распространил информацию о результатах национального опроса, проведенного в марте 2016 года. Согласно итогам, рейтинг Лукашенко снизился в марте этого года до 27,3%. Это еще не предел: минимальный рейтинг главы государства был зафиксирован в сентябре-2011 — 20,5%.

— Рейтинг Лукашенко еще не достиг дна в сегодняшней ситуации, — в экспресс-комментарии «Салідарнасці» заявляет политический обозреватель Александр Класковский. — На днях ожидается подписание решения о повышении пенсионного возраста. И это будет еще одним негативным фактором, потому что этот вопрос задевает даже обычно аполитичных обывателей. Поэтому, не исключено, что следующий опрос через квартал зафиксирует покорение исторического минимума 2011 года.

Безусловно, это нервирует действующего главу государства. Потому что, при том при всем, что отработаны все механизмы достижения «элегантного» результата и на всю силу работает во время электоральных кампаний административный ресурс, абсолютно понятно: манипулировать голосами избирателей можно до известной степени. Потом уже возникает ситуация, когда все это уже не лезет ни в какие ворота.

И когда реально утрачивает всякую популярность тот или иной авторитарный лидер, то, как правило, начинается разброд и шатание в его окружении. Силовики уже взвешивают: а надо ли бросаться на амбразуру за этот режим. И те, кто считает голоса, тоже думают: а вдруг власть сменится и придется отвечать за фальсификации.

То есть, Лукашенко прекрасно понимает, что нужно делать ставку не только на административный ресурс, но и на то, чтобы каким-то образом сохранять реальную популярность. Пока он пытается делать это какими-то имитационными действиями, вроде этого шоу с якобы откруткой назад коммунальных тарифов.

Но понятно, что ресурс этих спектаклей также во многом исчерпан. И если в России аналитики говорят, что у них телевизор побеждает холодильник, то у нас этот опрос НИСЭПИ показывает, что в сознании белорусов все же полупустой холодильник перевешивает телевизор.

Еще одна обратная сторона медали персоналистского режима, когда сам его руководитель все время твердил, что в стране должен быть один политик, заключается в том, что теперь половина белорусов винит в кризисе именно руководителя страны.

Резюмируя, можно сказать, что в ближайшие год или два вряд ли можно ожидать мощные социальные протесты. Но если давление в этом социальном котле будет нарастать, то крышку рано или поздно сорвет, даже при всем долготерпении белорусов.

А пока что эту крышку как-то сдвигать, чтобы выпускать пар, власти не собираются. Потому что экономические, и уж тем более политические реформы, — их страшат. Пока вырисовывается ситуация дальнейшей деградации системы с опасностью социального взрыва на какой-то стадии.

«Цифра совпадает с количеством чиновников и силовиков»

Данные свежего соцопроса вызвали бурные обсуждения на форумах. Вот избранное из комментариев на дискуссионной платформе talks.by:

«Реальные цифры, а не пыль в глаза. Все знают, но упорно молчат, к выборам опять кость кинут и... вуаля: 80-90%. Как надоел этот блеф и обман!».

«Для власти куда важнее новость, что получен очередной кредит, а «рейтинги» её не волнуют. При таком количестве силовиков на душу населения и разрозненной оппозиции можно проводить любые выборы с известным результатом».

«Еще пару «за народных» решений и запятую можно будет переносить».

«Цифра совпадает с количеством чиновников и силовиков».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)