Процесс по делу Бабарико и экс-топов Белгазпромбанка. У суда была очередь, омоновцы, саперы, сам экс-банкир – в клетке
Дело рассматривает Верховный суд в здании суда Московского района.
***
Объявлен перерыв. Судебное заседание по делу Бабарико и сотрудников Белгазпромбанка возобновится 18 февраля в 11.00.
***
Тем временем в суде по делу Белгазпромбанка начали зачитывать обвинение. Там 340 страниц. Начали с зачитывания должностных обязанностей Виктора Бабарико, когда он был руководителем банка, сообщает TUT.BY.
Ходатайство заявил сам Виктор Бабарико. Он просил один день в неделю для ознакомления с делом — и разрешить ему жестикулировать.
Судья разрешил жестикулировать, когда Виктор Дмитриевич дает показания, а в остальное время — «по разрешению суда».
Дмитрий Лаевский рассказал, как адвокатам мешали общаться с подзащитным: их не пускали в СИЗО, и даже в перерыве защитников к клетке не подпускают.
Судья решил: ходатайство удовлетворить частично, жалобы приобщили, а просьбу давать день в неделю для общения с защитниками — «оставить без рассмотрения».
***
Адвокат Дмитрий Лаевский заявил ходатайство об отмене ареста недвижимого имущества. В частности, речь идет о квартире и гараже в Минске, принадлежащих на праве собственности Марии Ховарт (дочери Виктора Бабарико). Суд не нашел оснований для удовлетворения заявленного ходатайства, сообщает БЕЛТА из зала суда.
***
— Сейчас в рассмотрении уголовного дела началась стадия разрешения ходатайств, — сказал в перерыве адвокат Дмитрий Лаевский. — Защита Бабарико перед этим заявила суду отвод. Мы это мотивировали общедоступными сведениями, которые, по нашему мнению, дают основание считать наличие косвенного интереса судьи в исходе дела.
Судьи рассмотрели это ходатайство и отклонили его, то есть отклонили отвод.
Также судье заявили ряд ходатайств, направленных на решение процессуальных вопросов.
— Прежде всего, коллега Наталья Мацкевич ходатайствовала о том, чтобы представители независимых медиа были допущены в зал, или чтобы были созданы условия, при которых у них будет возможность непосредственно наблюдать за этим процессом.
Мы считаем, что любыми техническим средствами это можно обеспечить, например, трансляцией какой-то на мониторы, которые бы находились в зале суда.
Мы считаем, что раз на суде лежит обязанность создать определенные условия, одним из которых является гласность процесса, как обязательный элемент справедливого суда, то мы имеем право просить у суда это сделать, а суд обязан это сделать, — рассказал адвокат Виктора Бабарико.
Данное ходатайство, по его словам, приобщено к материалам дела, однако не удовлетворено.
— Нам сказано, что суд открытый и судья за вопросы пропуска в здание не отвечает. Вместе с тем, на наш взгляд, это не отменяет все-таки необходимости решить существующую проблему.
Как мы видим, часть представителей интернет-ресурсов, СМИ либо не получили аккредитации, либо не были допущены в здание — это странная ситуация, почему одни здесь, а другие там. Пока что этот вопрос не решен, — констатировал Лаевский.
Еще одно ходатайство защиты касается изменения меры пресечения Виктору Дмитриевичу Бабарико.
— Ходатайство достаточно объемное. Его суть в том, что на стадии предварительного расследование основания для того, чтобы заключать человека под стражу, представлены не были. Доказательств, которые бы подтверждали, что он может скрыться или помешать расследованию, представлено не было.
Напротив, Виктор Дмитриевич своим поведением продемонстрировал, что он никуда уезжать не собирается и готов явиться по первому требованию. Даже когда уже прошла волна обысков и задержаний сотрудников банка, он в своих интервью подчеркивал, что продолжает кампанию, никуда не уезжает, потому что реальных законных правовых оснований опасаться какого-либо преследования у него нет, — объяснил адвокат.
***
В перерыве процесса один из присутствующих на суде поделился, как себя чувствует Виктор Дмитриевич: «Улыбается, видно, что позитивно настроен».
Про атмосферу в зале: «Адвокаты защиты высокому суду отдохнуть не дают».
***
В процессе до перерыва адвокат Бабарико также попросил пустить в зал журналистов негосударственных СМИ и представителей интернет-ресурсов. Судья заявил, что это не относится к предмету судебного разбирательства, ходатайство приобщается к материалам уголовного дела, сообщает TUT.BY.
Следующее ходатайство защиты Бабарико: изменение подзащитному меры пресечения на домашний арест. Он аргументирует ходатайство тем, что следственные действия уже не проводятся, следствие не доказало, что Бабарико может скрыться, помешать следствию или совершить другие преступления. Он не уехал из страны, когда еще был на свободе, а сотрудников Белгазпромбанка уже задерживали, являлся по вызову, у него приличная биография, раньше не нарушал закон, есть постоянное место жительства, за него поручились писатель Светлана Алексиевич, дизайнер Владимир Цеслер, глава фонда «Шанс» Наталья Маханько и ещё не менее 30 человек.
Суд ходатайство рассмотрел и изменить меру пресечения отказался.
***
Дипломаты Франции, Австрии, ЕС, Великобритании и США перед началом суда.
Напомним, ранее послы США, стран ЕС и Швейцарии призвали Минск прекратить преследование гражданского общества: «Это неприемлемо».
***
Экс-кандидат в президенты Андрей Дмитриев, как и десятки людей, в среду приехал к зданию суда Московского района, где Верховный суд начал рассмотрение дела Виктора Бабарико.
Фото Онлайнер
— Пришло очень много неравнодушных белорусов поддержать Виктора Бабарико на судилище, которое сегодня над ним началось. Но в зал суда никого кроме родственников, дипломатов, официальной провластной прессы и еще псевдодемократа Воскресенского просто не пустили, — рассказал «Салідарнасці» политик. — Я увидел много людей, которые продолжают действовать, которые готовы к солидарности. Конечно, все, кто здесь находится, говорят о том, что не согласны с происходящим в стране и не собираются с этим соглашаться.
Тем временем – фирменное сердце команды Виктора Бабарико – даже из клетки.
Фото БЕЛТА/AFP
***
Виктор Бабарико уже без шапки.
Фото AFP
Тем временем у здания суда неравнодушный парень раздает собравшимся кофе.
***
Адвокат Бабарико Дмитрий Лаевский просит отвод судьи Игоря Любовицкого, ссылаясь на то, что его жена — совладелец бюро, где работает адвокат одного из обвиняемых, Виктора Кобяка (основатель компании «Активлизинг»), который обвиняется в даче взятки повторно либо в крупном размере, сообщает TUT.BY.
***
Судя по видео из зала заседаний, Виктор Бабарико, похоже, не просто за решеткой, но и в наручниках.
Другие подсудимые, которых вводили в зал, были без наручников.
Фото БЕЛТА
***
К собравшимся вышла сотрудница суда и пояснила: места закончились.
В конце видео видно, сколько людей пришли в знак поддержки. Среди них и экс-кандидат в президенты Андрей Дмитриев.
***
Как сообщает Онлайнер, внутрь зала пускают только адвокатов и родственников. Остальных просят выйти. Возле входа в суд собралось около сотни человек. Они кричат: «Запускай» — и просят, чтобы им разрешили присутствовать на открытом процессе.
Как дополняет пресс-служба Бабарико, отец Марии Колесниковой тоже пришел поддержать подсудимых.
***
С телефоном и планшетом в зал не пускают. Технику надо сдать на входе. Правда, как отмечает Еврорадио, на сотрудницу «СБ. Беларусь сегодня» Людмилу Гладкую, которая опубликовала видео с зала суда, это не распространяется.
Очередь на открытый процесс у входа суда, который расположен неподалеку от станции метро «Петровщина», растянулась на десятки метров. Но пускают в первую очередь родственников, а еще раньше, как выяснилось, запустили аккредитованную прессу — государственную и российскую. В числе тех, кто пришел поддержать Бабарико, — член КС Максим Богрецов.
Фото Белсат
За происходящим наблюдают омоновцы. А неподалеку на стоянке был замечен автозак.
***
Виктор Бабарико и другие обвиняемые – все в масках – доставлены в суд и посажены в клетку.
***
Глава Народного антикризисного управления Павел Латушко обратился к Игорю Любовицкому, судье Верховного суда, который ведет дело Виктора Бабарико.
– Я, Павел Латушко, гражданин Республики Беларусь, хотел бы напомнить, что законодательством Беларуси предусмотрена ответственность за неправосудные, политически мотивированные приговоры, а также о начале создания международного механизма уголовного преследования, который будет предусматривать в т. ч. и ответственность представителей судебной системы за вынесение неправовых решений в отношении граждан Беларуси, которые ведут политическую, журналистскую и общественную деятельность, участвуют в мирных протестах.
***
Вот такая атмосфера возле суда: десятки силовиков, сообщает Радыё Свабода. Плюс десятки независимых журналистов не получили аккредитацию, зато разрешение есть у российских.
***
Накануне суда экс-претендент в президенты, который мог стать главным соперником Лукашенко, передал большое послание всем единомышленникам. Вот как он его завершил:
«Все сделанное вами — не напрасно! Мы — вместе, хоть и не всегда рядом. Нас — все больше и больше!
Мрак, злоба и ложь не могут быть вечными. Зажженный вами свет добра и правды нельзя погасить не только в ваших сердцах. Его невозможно спрятать от глаз других людей. А значит, рассвет придет и озарит просторы нашей Беларуси».
***
Утром к суду Московского района приехали саперы, а транспорт с парковок вывезли эвакуатором. Обещают пропускать людей с 10 утра, сообщает пресс-служба Бабарико.
***
В среду, 17 февраля, начинается суд по «делу Белгазпромбанка» и Виктора Бабарико, который мог стать главным соперником Александра Лукашенко на президентских выборах в августе прошлого года. Дело рассматривает Верховный суд в здании суда Московского района, пишет TUT.BY.
Предварительное судебное заседание прошло 4 февраля в условиях исключительных мер безопасности: здание суда было заставлено металлическими ограждениями, по периметру дежурили силовики в балаклавах, все другие заседания были отменены.
Как и на предварительное заседание, на основное пресс-служба Верховного суда отказалась аккредитовать журналистов крупнейших независимых медиа — TUT.BY, Onliner, «Наша Ніва», БелаПАН, и др. Официальная причина — профилактика коронавируса, дефицит мест, допуск достаточного числа СМИ для того, чтобы заявить об обеспечении гласности.
По «делу Белгазпромбанка» проходят восемь фигурантов. Виктор Бабарико обвиняется в «отмывании» средств, полученных преступным путем, и получении взятки в особо крупном размере. Алексей Задойко (бывший первый зампред правления Белгазпромбанка), Кирилл Бадей (и. о. председателя правления Белгазпромбанка после ухода Бабарико), Сергей Шабан (зампред правления Белгазпромбанка), Дмитрий Кузьмич (зампред правления банка), Александр Ильясюк (зампред правления банка), Сергей Добролет (бывший зампред правления банка) обвиняются в получении взятки в особо крупном размере. Виктор Кобяк (основатель компании «Активлизинг») обвиняется в даче взятки повторно либо в крупном размере.
С Бадеем, Добролетом, Кузьмичом, Ильясюком, Шабаном, Кобяком заключены досудебные соглашения о сотрудничестве, Виктор Бабарико в их число не входит, поэтому на предварительном судебном заседании его не было. Обвиняемые, которые заключили соглашение, заявили в суде, что пошли на это добровольно и выполнили все условия.
Защиту обвиняемых осуществляют более десяти адвокатов, среди них Анна Келлер, Максим Агеев, Александр Павловец, Сергей Буякевич. Виктора Бабарико защищают Дмитрий Лаевский и Наталья Мацкевич.
Процесс ведет судья Игорь Любовицкий, он перешел в Верховный суд в октябре 2020 года, ранее работал в Минском городском суде, известен по «делу Регнума», «делу медиков», также судил блогера Эдуарда Пальчиса. Гособвинитель — Сергей Гергель, он известен по «делу медиков», где фигурировал академик Александр Белецкий.
По версии следствия, Виктор Бабарико, будучи председателем правления Белгазпромбанка, создал из числа своих заместителей организованную группу с целью систематически получать взятки. За 16 лет набежала сумма более 30 млн рублей, в обвинении фигурируют следующие компании: ООО «Марконстрой», ООО «Приватлизинг», ООО «Системы обработки информации», ООО «Правовой диалог», ООО «Активлизинг». Также отмечается, что Виктор Бабарико за сумму свыше 1 млн рублей купил недвижимость в Минске, чтобы легализовать доход, полученный преступным путем. Известно, что Виктор Бабарико вину не признал.
Читайте еще
Избранное