Экономика

«Уже традиционно самые маленькие «плюшки» получили представители самых массовых, важных, но при этом — мало оплачиваемых профессий»

Аналитики Нашы Грошы выпустили очередной индекс «чарки-шкварки» (ЧШ) за второй квартал 2023 года: почему зарплаты растут, но мы этого не чувствуем?  Вот их отчет.

Несмотря на все победные реляции госпропаганды, картина нашей с вами жизни, переведенная в чарко-шкварочные категории, отчего-то выглядит хуже, чем в прошлом году. Почему так происходит?

Давайте разбираться

Во втором квартале 2023 года средняя заработная плата в переводе в чарко-шкварочный эквивалент составила 504 чарки и шкварки (на всякий случай напомним, что ЧШ включает в себя среднюю по Беларуси стоимость 100 грамм бескостной свинины и 100 грамм водки).

Логичнее всего сравнить со 2-м кварталом прошлого года (496 ЧШ), и мы видим, что небольшой рост есть. При этом во 2 квартале 2021 года показатель был все же выше — 506 ЧШ. А это значит, что результат падения в экономические объятья России после начала войны привел к возврату к показателям двухлетней давности.

Не очень похоже на прорыв, согласитесь.

Достигнув в 4 квартале 2020 года показателя выше 500 ЧШ, заработки в чарко-шкварочном эквиваленте вышли на плато, и, иногда чуть подрастая, обязательно вскоре сваливалась в показатели ниже полутысячи.

Беларусы удивляются: они видят рост зарплат в долларах и «белках», но не чувствуют, что хоть немного прибавилась их покупательная способность. Напротив, есть ощущение, что она снизилась. Правительство еще может какое-то время административными мерами с одной стороны сдерживать цены, а с другой — навалить людям неоправданно высокую ЗП, но мы видим, что механизм этот уже буксует, мало того, копятся факторы, которые спровоцируют увеличение инфляции.

В итоге «стабильность», которую десятилетиями продавали беларусам, превращается в медленную перманентную стагнацию.

Тенденция становится особенно заметна, если мы посмотрим на изменение цены одной чарки и шкварки. По состоянию на второй квартал 2023 года ее стоимость составила 3 рубля 70 копеек, надо сказать, что она заметно (плюс 3,4%) подорожала по отношению к первому кварталу (3 рубля 57 копеек). Рост вызван в основном увеличением цены водки (плюс 2,6%) при этом цена свинины тоже поднялась, но не так значительно (плюс 1,1%).

Если же посмотреть динамику изменения стоимости одной ЧШ за последние годы, мы увидим, что она долго держалась примерно на одном уровне до конца 2020 года (колеблясь от 2 рублей 59 копеек до 2 рублей 67 копеек), а после начала уверенно расти. Именно эта тенденция и показывает, что рост цен практически полностью гасит рост заработных плат.

Теперь давайте посмотрим, что произошло с зарплатами в эквиваленте ЧШ по регионам. Надо отметить, что мы наблюдаем рост во всех областях по отношению ко второму кварталу 2023 года. Показатель просел только в Минске, но значительно — с 755 ЧШ до 725 ЧШ.

При этом больше всего выросла Могилевская область, в первом квартале в этом регионе зарабатывали в среднем 352 ЧШ, а во втором — 382 ЧШ. То есть, если у Минска мы видим минус 30 ЧШ, то у Могилевской области — плюс 30 ЧШ.

Что же касается остальных регионов, по величине доходов они  распределились так: Гомельская область — 468 ЧШ (в прошлом квартале — 442), Витебская — 459 ЧШ (ранее — 440), Брестская и Минская области — по 448 ЧШ (ранее, соответственно, было 433 ЧШ и 444 ЧШ), Гродненская область 449 ЧШ (в прошлом квартале 435 ЧШ).

Мы наблюдаем признаки нового типа кризиса, ни с чем подобным Беларусь ранее не сталкивалась. С одной стороны, мы видим, что экономика в целом восстанавливается, с другой — столица, которая всегда была главным драйвером развития, неумолимо падает, и это отражается в первую очередь в заработных платах.

Причем это тенденция не одного квартала, она длится больше года. Разрыв столицы и регионов в оплате труда продолжает сокращаться с февраля 2022 года, тогда разница составляла 2,06 раза, а сейчас — всего 1,63 раза.

Неужели в регионах жизнь становится лучше?

Нет, просто Минск зарабатывает все меньше, причем в первую очередь это касается тех, кто зарабатывал действительно много. Но радоваться проблемам, возникшим у «буржуев», могут только недальновидные. Ведь «буржуи» создавали спрос на множество услуг, стимулировали развитие высококлассных сервисов, на заработанные деньги развивался малый и средний бизнес, создавались тысячи и тысячи новых рабочих мест.

Сейчас все это в прошлом, богатые люди в большинстве своем не стали сильно беднее, многие из них уехали из страны и делятся своим богатством уже с литовцами, грузинами или поляками, становятся двигателями развития экономик соседних стран.

Теперь изучим, как в конце второго квартала изменилась оплата труда в чаркошкварочном эквиваленте в разных отраслях по отношению к аналогичному периоду предыдущего года.

Стоит отметить, что сейчас мы видим только одну сферу, где наблюдается ощутимый спад — IT, но падение это, мягко говоря, шокирующее. Если конце второго квартала 2022 года айтишники получали в среднем 1931 ЧШ, то уже в конце второго квартала этого года — 1760 ЧШ. Разница в целую 171 ЧШ — это фактически половина среднемесячного заработка учителя!

Во всех остальных отраслях мы наблюдаем рост. В авиации зарплаты поднялись с 961 ЧШ в 2 квартале прошлого года до 1 132 ЧШ в этом — видимо, начали появляться новые маршруты в Россию или через нее далее. Также ощутимо больше стали зарабатывать шахтеры — их заработки выросли с 940 ЧШ до 1069 ЧШ. Финансисты прибавили с 745 ЧШ до 790 ЧШ.

К сожалению, уже традиционно самые маленькие «плюшки» получили представители самых массовых, важных, но при этом — мало оплачиваемых профессий. Зарплата учителей выросла с 387 ЧШ до 388 ЧШ, то есть практически не изменилась, в сельском хозяйстве заработки прибавили с 376 ЧШ до 396 ЧШ, а зарплаты врачей поднялись с 425 ЧШ до 457 ЧШ.

И если кто-то говорит вам: «Все великолепно! Зарплаты растут, стабильность и процветание!» – помните, что, если бы самолеты летали по всему миру, а не только в Россию, люди не бежали из страны, а калий свободно продавался в Европу, заработки во многих сферах были бы куда выше.

Государство получало бы больше налогов, и, будь оно реально социально-ориентированным, направило бы их на поддержку учителей, врачей и тружеников села.

Чего ждать в ближайшем будущем?

Вероятнее всего, реальная зарплата в Беларуси уже перегрета. Ее еще можно накачивать искусственным образом квартал, возможно — два. Но чем выше будет ожидание, тем болезненнее падение. Печатать деньги на не подкрепленную производительностью труда зарплату и необоснованно сдерживать цены нельзя бесконечно.

Рано или поздно количество дисбалансов превысит критическую массу, и мы с большой долей вероятности предполагаем, что-то произойдет скорее «рано», чем «поздно».

Зарплата в эквиваленте ЧШ ощутимо расти не будет, сейчас мы видим примерно максимум, на который, поднатужившись, способно наше правительство. Не исключено, что и эти показатели начнут снижаться. И даже если пропаганда будет рапортовать о росте зарплат, вы будете чувствовать, что это никак не соотносится с тем, что вы ощущаете, отправившись в местный магазин за покупками.