Политика
Илья Азар, ”Газета.Ру”

Утром – признание, вечером -- деньги

Беларусь приняли в программу «Восточное партнерство», по которой Евросоюз выделит ей и еще пяти бывшим республикам СССР 600 млн евро. В обмен Брюссель рассчитывает, что Александр Лукашенко не признает Южную Осетию и Абхазию. Одновременно Минск рассчитывает на кредит от России в 100 млрд рублей. Эксперты уверены, что Лукашенко удалось выиграть в торге и с Россией, и с Европой.

Программа «Восточное партнерство» была утверждена в пятницу на заседании Европейского совета в Брюсселе. Это событие было запланировано давно.

До последнего момента под вопросом оставалось лишь участие в программе Беларуси. Однако, как сообщил в пятницу РИА «Новости» пресс-секретарь чешского премьера Иржи Потужник, Беларусь попала в список «Восточного партнерства».

В программу кроме Минска включены еще пять бывших советских республик – Азербайджан, Армения, Грузия, Молдавия и Украина. Согласно проекту «Восточное партнерство», до 2013 года шесть стран получат от Евросоюза 600 млн евро. Кроме того, программа включает в себя и другие бонусы – например, вовлечение экономик в европейский рынок, создание системы энергетической безопасности и упрощение визового режима.

Формальный запуск программы состоится 7 мая на саммите в Праге. Впрочем, президента Беларуси Александра Лукашенко, которого еще недавно называли «последним диктатором Европы», могут на саммит и не позвать. Глава чешского МИДа Карел Шварценберг в пятницу заявил, что этот вопрос решится в зависимости от «поведения» самого президента Беларуси. Ранее условием присоединения Минска к «Восточному партнерству» было улучшение ситуации с правами человека в Беларуси, а в последнее время и отказ Лукашенко от признания независимости Южной Осетии и Абхазии.

Евросоюз отказывался поддерживать отношения с Беларусью с 90-х годов, однако во второй половине 2008 года стал смягчать свою критику белорусских властей. В Беларуси выпустили из тюрьмы наиболее известных оппозиционеров, и в ответ 13 октября ЕС приостановил запрет на въезд в страны ЕС Лукашенко и других белорусских чиновников. Таким образом, белорусский президент приехать в Прагу, если его позовут, сможет.

В феврале 2009 в Минск впервые приехал генеральный секретарь Совета ЕС Хавьер Солана. Он намекнул, что ЕС удовлетворено текущим прогрессом Беларуси.

Евросоюз начал намекать Минску, что вместо прав человека ключевым фактором, который затрудняет интеграцию Беларуси в Европу, стало признание Южной Осетии и Абхазии. В феврале Шварценберг прямо заявил, что «если Минск признает независимость Цхинвали и Сухуми, то под вопросом окажется участие Беларуси в новой программе «Восточное партнерство». Солана и комиссар ЕС по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер просто посоветовали Минску последовать примеру ЕС и всего цивилизованного мира (Сухуми и Цхинвали признали только Россия и Никарагуа).

Лукашенко ведет сложную игру как с Евросоюзом, так и с Россией, добиваясь от обоих финансовой помощи.

«Минск изначально превратил вопрос признания независимости двух республик в двусторонний торг. ЕС нужно было показать, что он готов сделать для непризнания, а России – для признания», – сказал «Газете.Ru» член совета Ассоциации политических экспертов и консультантов Кирилл Коктыш.

Россия уже предоставила Минску кредит в 2 млрд долларов, однако Лукашенко попросил еще 100 млрд рублей. В Москве ждут, что сначала Беларусь, как, по ее мнению, и должен поступить ближайший союзник, признает независимость Сухуми и Цхинвали. По словам Лукашенко, его решение по вопросу о признании независимости зависит от голосования в парламенте.

Белорусский лидер только 19 марта был в Москве, однако по итогам его встречи с Медведевым не было объявлено ни о выделении кредита, ни о грядущем признании независимости. По мнению гендиректора Центра по изучению политических процессов в СНГ при МГУ Алексея Власова, «признания, скорее всего, не будет».

«Мне кажется, что взаимосвязь между кредитом, «Восточным партнерством» и признанием Южной Осетии и Абхазии есть, но сказать, какая, трудно. Ключевой момент еще и в том, намеревается ли Беларусь переходить на российский рубль, что является важным для российско-белорусской интеграции», – сказал эксперт «Газете.Ru». Коктыш, напротив, считает, что Беларуси удалось выиграть игру на обоих направлениях.

«Пока Минск является транзитной страной для российской нефти, Москва в условиях кризиса не может позволить себе поставить его под угрозу. Та же мотивация и у ЕС как реципиента нефти», – заявил он в интервью «Газете.Ru».

Коктыш считает, что договоренность по кредиту в 100 млрд достигнута «по формуле сначала признание, а потом кредит». По мнению эксперта, признание Южной Осетии и Абхазии Минском состоится.

 

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)