Скандалы
Игорь Москаленко

Уедет ли Юрий Дорн из Беларуси?

29 марта закончилась более чем годовая эпопея с задержанием, арестом и судом над главой Иудейского религиозного объединения Беларуси Юрием Дорном.

«Салідарнасць» неоднократно писало об этом странном деле, подробный анализ которого так и назывался «Странное дело Юрия Дорна».

За два дня до оглашения приговора, 27 марта, Юрию Дорну было предоставлено последнее слово. Частично признав свою вину (в нарушении финансовой дисциплины), глава ИРО отметил:

«26 лет назад я стал рядовым членом Иудейского религиозного объединения Беларуси. И все это время своей главной задачей я считал помощь людям. Насколько я справлялся со своими обязанностями, говорит тот факт, что я уже более 20 лет нахожусь у руля этой организации. И даже несмотря на то, что я был арестован, и мне были предъявлены обвинения, председатели общин единогласно переизбрали меня в качестве председателя объединения. И ни один из многочисленных свидетелей, допрошенных в суде, не сказал обо мне ни одного дурного слова и не обвинил меня в нанесении какого-либо морального или материального ущерба…

За то время, в котором я пребывал в СИЗО, я получил более 700 писем с сочувствием и поддержкой не только от простых людей, но и от глубокоуважаемых и авторитетных деятелей из нашей страны и из-за рубежа». И далее, почти всю свою 20-минутную речь Юрий Дорн посвятил в основном выражению благодарности и признательности всем, кто проявил с ним солидарность.

Должен заметить, что, наблюдая за реакцией судьи и заседателей, слушавших речь обвиняемого, я увидел на их лицах живое, человеческое участие – будь то мягкая улыбка, или легкий наклон головы. Отмечаю это потому, что на протяжении уже более чем десяти лет мне приходилось присутствовать на многочисленных судебных заседаниях: подобное внимание (и, как мне показалось, сочувствие) – явление крайне редкое.

И вот, 29 марта, после более чем годичного ареста и четырех месяцев судебного процесса судья суда Центрального района Минска Леонид Ясинович зачитал приговор:

«...содержащегося под стражей с 12 марта 2012 года, обвеявшегося в совершении преступления предусмотренной ч.2 ст. 243 и ч.1,2,3 ст. 426 УК РБ, приговорил: Дорна Ю.М. признать невиновным по ч.1 ст. 426 УК РБ и оправдать за отсутствием в его действии состава преступления, его же признать невиновным по ч. 2 ст.426 УК РБ и оправдать за недоказанностью в совершении преступлений, его же признать невиновным по ч.3 ст. 426 и оправдать за недоказанностью в совершении преступлений. Его же признать виновным в уклонении от уплаты налогов,… повлекшими причинение ущерба в особо крупном размере и на основании ч.2 ст. 243 УК РБ назначить наказание в виде ограничения свободы без направления в исправительные учреждения открытого типа сроком на 2 года, без конфискации имущества и без лишения права занимать определенную должность и заниматься определенной деятельностью. …Освободить из под стражи в зале суда, зачислив в срок отбывания наказания время предварительного содержания под стражей с 12 марта 2012 г. по 29 марта 2013 г. из расчета один день пребывания под стражей к двум дням ограничения свободы… и таким образом приговор считать исполненным».

Аплодисменты зала, и вот уже через 15 минут вышедший на свободу Юрий Дорн, отвечая на вопросы журналистов, в частности, отметил:

– Прежде всего, хочется отметить огромную поддержку всех членов общин и внимание СМИ. Где-то в душе я, конечно же знал и верил, что все закончится хорошо и, если можно с вашей (СМИ) помощью передать тем, кто еще продолжает находиться под стражей – не надо терять веру в себя и Всевышнего. Как мне сказали председатели общин в определенный день и час люди молились за меня в шестнадцати городах нашей страны. А затем и за рубежом… даже в Австралии… Печально за тех и хуже тем, кто находиться в подобных местах без какой-либо поддержки.

Необычное дело… очень необычное. И я думаю (у меня такое чувство), что оно такое даже – первое в Беларуси. Разбирать в суде – как и почему разобрали и вывезли за пределы страны старый, никому не нужный здесь дом?! Обвинять за это?! Ну… что делать? Как говорится – «Што маем, то трымаем». Но дальше будет лучше, я надеюсь.

Отвечая на вопрос «Салідарнасці» об условиях содержания под стражей и впечатлении, Юрий Дорн признался, что его поразило количество людей, которых, как ему показалось, излишне было держать под стражей за то, в чем их обвиняли:

– Очень жаль тех, кто внутренне сломался и не верит и положительный исход дела. И надо, конечно, да и давно пора что-то менять в лучшую сторону относительно условий содержания: 21 век на дворе, а здесь… какие-то кипятильники… фильтры для воды должны быть… питание… Но с другой стороны – можно было ожидать и худшего…

И относительно правосудия:

– С одной стороны закономерность, но с другой стороны и… чудо. Было видно, что судья не торопится, и не желает поверхностности, а пытается во всем разобраться. Где-то в начале я чувствовал, что не вызываю у него никакой симпатии, но в процессе разбирательства, после многочисленных допросов свидетелей, когда зачитывали многочисленные письма… я увидел, что он стал более сочувственно и человечно смотреть на меня. И понял, что ситуация началась меняться в том числе и со стороны государственного обвинителя…

На вопрос, не появилось ли у него желания уехать из страны, Юрий Дорн ответил: «Корни мои здесь и здесь, я думаю, принесу гораздо больше пользы людям, чем где бы то ни было еще».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)