«Удивить взрослую женщину – поглавнее, чем излучать гормоны перед молодой»
После 50-ти порой кажется, что все в этой жизни уже было, а впереди не ждет ничего хорошего. Талантливый композитор Леонид Ширин поделился мудростью, как верные желания и действия помогут начать новую жизнь в зрелом возрасте.
Леонид Ширин, родился 11 августа 1963 года в Солигорске. Автор музыки и текстов более чем 200 песен, продюсер и гитарист группы DaVinci. Написал музыку и тексты к песням Григория Лепса, Александра Серова, Льва Лещенко, Тины Кароль, Руслана Алехно, Натальи Подольской, Инны Афанасьевой, Ирины Дорофеевой, Алексея Хлестова, Александра Солодухи. Создал музыку для фильмов «Майор Ветров», «В июне 41-го», «Поцелуй Сократа», «Случайные знакомые» и др. Женат, есть сын и внук.
Он пользуется кнопочным мобильником, при этом всегда под рукой крутой айфон, но – принципиально – лишь для вайбера и скайпа. Знает, что модно ловить покемонов, и вспоминает, что «в наше время» любой подросток разбирал мопед на запчасти, собирая из трех один. Сегодня он мудрый философ, который бросил загульный образ жизни еще в 90-е, выпив последнюю рюмку в год распада СССР. Видимо, именно в те годы и «подошел к черте, несколько раз побывав за гранью, когда не знаешь – выберешься или нет?..» Улыбаясь, уточняет, что в те времена «мы пили с радости, а с тоски – это ведь не питие...»
– И то верно: в первой половине жизни мы многое делаем от радости, а когда переваливаешь за определенный рубеж, возникает ощущение, что всё уже было.
– Да, причем мужчинам сложнее. Женщины умудряются проскакивать кризис зрелого возраста: в грядках, внуках, хлопотах по хозяйству.
Спасение же мужчин в их родовом признаке: не в бицепсах и трицепсах, а в умении мыслить. Нужно учиться обуздывать инстинкты, чтобы начать жить осознанной жизнью. Как у Чехова учитель словесности, который понял, что дальше не сможет быть так же счастлив, как вчера, потому что начинается новая осознанная жизнь, которая не в ладу с обыденным бытовым счастьем...
«В 30 лет одно гибельное дело сменил на другое»
– Правда, что перед началом этой мудрой осознанной жизни мужика должно порядком переколбасить?
– Это необходимое, но не достаточное условие. Мы видим много людей, которые с упорством идиота бросаются на одну и ту же стенку, их сильно штормит, а опыта и мудрости не прибавляется...
Мне в тупиковых ситуациях помогает смыслотерапия: я могу день-два спокойно ходить, размышлять. Не бывает так, чтобы маятник завис наглухо в крайней точке, он обязательно качнется и в другую сторону. Зная это, ты понимаешь, что даже самое страшное в жизни проходит. Эта философия и мудрые друзья помогли мне преодолеть не один кризис.
Я многим обязан отцу, который понял, что мир для него тесен, и решил прибавить к своему учительскому, журналистскому и редакторскому опыту еще и поэтическую составляющую. В 40 лет стал писать стихи, в 47 его приняли в Союз писателей. Его совет был прост: «Увеличь масштаб». Как только ты чувствуешь, что попал в жизненную клетку, посмотри на это со стороны.
Первый раз я попробовал сделать это еще в университете. Многие преподаватели прошли войну, знали, что такое «предельно плохо», и могли дать дельный совет: они это прошли, значит, можешь и ты...
Высшее философское достижение мудрецов – во всем соблюдать меру: в малых количествах – лекарство, в больших – яд. С другой стороны, если ты ни разу не подошел к краю – что ты знаешь об этой жизни?
– Вот почему мужчины в возрасте порой меняют одну 40-летнюю жену на двух по 20...
– Но для одного это будет спасение, а для другого – каторга.
Жизненное мастерство в том и заключается: понять, что для тебя будет хуже, а без чего ты не сможешь прожить. Я так поступил в 30 лет со сменой профессии: занимался литературой, наукой, писал диссертацию, но произошел развал СССР, и нужно было выживать, кормить семью.
Я пробовал один бизнес, другой, а потом понял, что при всем богатстве коммерческого выбора и возможностях заработать я не смогу себя чувствовать хорошо, если не попробую музыкального хлеба. И принял парадоксальное решение: одно гибельное дело сменил на другое (улыбается).
– И ни разу не пожалели?
– Несколько раз хотел бросить. Это были заторы развития, когда кажется, что раз за разом пишешь одни и те же песни...
Были бы деньги, я бы не писал попсу, а исполнил бы с оркестром то и так, как хочу, ни с кем не считаясь. Но нужно уметь жить во времени, попадать в коллективное бессознательное.
– Мне кажется, с такими творческими людьми, как вы, сложно жить рядом...
– Я бываю несносен, но мои близкие знают, что срываюсь редко. Женщине важно понимать, что это не против нее, а просто где-то мы не совпадаем в скорости решения задач.
Как только ты идешь на поводу у эмоции – всегда наломанные дрова. И не важно, с женщиной эта история или нет – схемы одинаковы: досчитай до 100, подумай про свою вину, доживи до утра.
Утром звонок: твою песню хотят исполнять. И с этого малого начинается движение, а к вечеру, глядишь, счастлив ты и все, кто рядом...
У меня была знакомая пара, где муж был полностью подчинен желаниям жены. Но как только он садился за руль – это была его территория, жена моментально сникала, переходила на полушепот: «Да, Колечка...» Мудрая женщина (улыбается). В семье важно, чтобы отсутствовало желание самоутвердиться за счет партнера и детей.
«Их песни стали их проклятием»
– Леонид, у вас немало достоинств, не обидно играть вторые роли? В группе «Да Винчи» вы всегда чуть позади Дениса Дудинского, да и композиторы часто уходят в тень исполнителей...
– Умение жить в тени и играть крепкие вторые роли – это значит, что, когда тебе выпадет, ты достойно сыграешь и первую роль. А не выпадет – ничего страшного.
Да, иногда хотелось крикнуть: «Это же я написал!» Но я понимаю, что Рахманинов все равно будет повыше...
К тому же неправильно понимаемый успех и его достижение – это наказание. Помните «Ласковый май»? Три песни, суперуспех – и что дальше? Всю жизнь петь на бис «Белые розы»? Их песни стали их проклятием, я бы уже повесился...
Я рано понял, что если бежать по этой тараканьей дорожке – деньги-успех-деньги – я не самый чемпионистый. Некоторые ребята побежали впереди, и я увидел, чем они заплатили. Зачем мне мешок денег в банке? Ну, сделал бы концерт, помог бы кому-то...
– Супруга не скажет: «А про меня забыл!»?
– Нет, жена – это, прежде всего, человек, которого я очень уважаю, с которым я прожил больше 30 лет, родил сына... Независимо от того, как сложится наша жизнь, хочу сказать ей только спасибо.
Знаете, бабушка говорила мне, трехлетнему: «Внучек, не имей лишь бы с кем детей». Достоинство моей жены, как и моих друзей, не в том, что они со мной, а в том, что они хороши сами по себе.
«Самый прекрасный женский возраст – 50»
– Если разграничивать жизнь на периоды, то после 40-ка надо учиться жить одному. В смысле, что если ты где-то в чем-то продвинулся, то не обязательно, что все вокруг это должны понять, поддержать и одобрить, даже самые близкие. Ты можешь вспылить, но они тоже имеют такое право. Так что замкнись в своем пространстве: положи свои шмотки в багажник той машины, на которой ты едешь.
Едешь сегодня на большом джипе – у тебя большой багажник, едешь на маленькой машине – бери лишь необходимое. Жизнь порой дает объемы, в которые мы не вписываемся. Возможно, завтра будет чердак, возможно – вид на Манхэттен из большого лофта.
И ни в коем случае не думай, что то, что сейчас с тобой произошло, – это конечная история. Все будет гораздо хуже (смеется)...
– А можно ли любить и восхищаться одной и той же женщиной на протяжении десятилетий?
– Самый прекрасный женский возраст – 35-45 лет, даже 50, она достигает тех женских высот, когда красота сочетается с умением не быть эгоистичной. И у мужчин то же самое.
Но удивить взрослую женщину и быть ей интересным – поглавнее, чем «встретились два молодых тела, излучающих гормоны». Это тоже прекрасно, но когда к этому добавляется сочетание пройденных высот, коктейль становится терпким, прекрасным и сложным, как сама жизнь. Еще можно что-то исправить и при этом надеяться на счастливое совместное будущее...
– А как не потерять вкус к жизни с годами?
– Нужно учиться тому, что кажется интересным. Любое обучение какому-то навыку отодвигает старость – не только тела, но и духа. У каждого свой рецепт, но это обязательно связано с попыткой роста и развития.
Первое, что приходит в голову: перечитайте книги, например, «Скучную историю» Чехова, «Евгения Онегина». Учите языки, слушайте лекции по литературе, живописи, по квантовой механике, культурологии.
«Как не профукать жизнь?»
– Леонид, жизнь некоторых артистов состоит в основном из скандалов...
– На этом можно построить часть жизни, пиара. Некоторые молодые, не спев и пары песен, переходят из ток-шоу в ток-шоу.
– А вас не донимали вопросом: «Что толку, что ты такой умный сидишь по эту сторону экрана, когда тебя никто не знает?»
– Зато у меня есть 200 новых песен, которые еще никто не исполнял. Это и есть мое оправдание.
– Но значительная часть общества сейчас живет градусом шпагата Волочковой... Или тот же Басков – вон, быстренько ушел из серьезной музыки в шоубиз, зарабатывать.
– Это, скорее, ушлость. Если бы я пошел по простому пути написания скандальных песен – да, был бы гораздо успешнее. Но это мой выбор, и семья меня поддерживает.
Моя жена – кандидат физико-математических наук, доцент, преподает в вузах. Понятно, что у нее женская позиция, но она не иждивенческая. Как только мы начинаем друг к другу потребительски относиться – получается хаотичный рынок. Да, сейчас модно менять гаджеты, наряды, партнеров, и при этом молодежь все равно недовольна. А я помню деревню без тока и помню в ней счастливых людей.
Почему бывает, что вначале якобы рай в шалаше, а потом оказывается, что без шубы жить невозможно? Я вижу молодых поверхностных людей, которые думают, что поймали Бога за бороду. Но что они будут делать после сорока? Ведь после сорока так хочется жить и творить. А у таких в багаже лишь опа-опа – два прихлопа...
Мне такая жизнь не подходит. Мне неважно, куда поехать, важно – с кем. Эта гармония и есть очень серьезный вопрос: как не профукать жизнь? И для того, чтобы не проживать свою жизнь пустыми мифами, которые обязательно обернутся разочарованием, и нужны мозги.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное