Кризис
Наталья Седун

Убить «зомби»

Что находится на «дне» экономического кризиса? Как будем всплывать и где искать ресурсы для успешного всплытия? И что делать, чтобы всплытие не привело к вскрытию? Ответ перед белорусскими экономистами и журналистами держал профессор Йельского университета Олег Цывинский. Радует то, что надежда у нас есть. Проще говоря, пациент может отжить, если будет лечиться.

В конференц-зале гостиницы «Виктория», где в рамках презентации Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) выступал Олег Цывинский, собрался цвет белорусской экономической и журналисткой мысли. Приглашенные прогуливались из угла в угол в ожидании вердикта, который вынесет белорусской экономике известный ученый, профессор Йельского университета, уроженец Витебска Олег Цывинский.

Кстати, одна из задач, которые ставит перед собой центр BEROC – этакое своеобразное возвращение долгов Родине со стороны белорусских экономистов, уехавших работать за рубеж. Там, за рубежом, они будут разрабатывать программы для нашей экономики. Чтобы мозги не утекали безвозвратно.

Тема утечки мозгов волнует у нас многих. Журналистка СТВ долго пытала экономиста Павла Данейко – считает ли он, что белорусские университеты не готовы принять уехавшие на стажировки за рубеж дарования? Хотя ответ на поверхности, по-моему. Принять-то готовы, а вот кормить как на Западе – вряд ли.

В общем, пробил назначенный час. Олег Цывинский выставил диагноз нашей экономике.

Все новое - хорошо забытое старое: так можно коротко сформулировать выдвинутый профессором тезис. Цывинский рекомендует обратиться к истории и к работам экономистов Кармен Рейнхардт и Кена Рогоффа, которые проанализировали глобальные экономические кризисы со времен Второй мировой и по сей день. Их выводы можно применить и к Беларуси.

- Валовой продукт падает на 9% и это продолжается почти 2 года. Безработица растет на 7%, и такой рост происходит в течение почти 5 лет. Государственный долг возрастает на 80%. Значительно падают цены на активы и падение продолжается достаточно долго - цены на недвижимость падают на 35% в течение 6 лет, рынок акций – на 55% и начинает расти только примерно через 3 года. Все эти цифры – это значения от пика и до «дна». Если считать, что в Беларуси кризис начался в 2008 году, то, соответственно, можно прогнозировать, что дно будет достигнуто в 2010 году, - предполагает профессор Цывинский.

В общем, до дна еще далековато – тяжело вздохнула я про себя. И радостного на дне там тоже немного.

Но это было не все. Оказывается, просто шмякнуться об дно – это еще полбеды. Надо еще и всплывать. И сделать это тоже не просто.

По мнению Цывинского, окончание кризиса еще не означает, что мы вернемся к условиям, в которых Беларусь и мировая экономика росла быстрыми темпами.

А что тогда будет? Профессор обрисовал «утро после боя»: мир станет жестче, значительно увеличится конкуренция за иностранные инвестиции, уменьшится желание вкладывать во все развивающиеся страны, в том числе и в Беларусь. Экономики многих стран выйдут из этого кризиса намного более подтянутыми. Поэтому самый главный вопрос – как обеспечить рост после кризиса, - резюмировал Цывинский.

А иначе - затяжная рецессия. Которая неизбежна в случае проведения неправильной экономической политики.

В общем, пациент может и умереть от удара о «дно». Веселая перспективка.

Но Цывинский сменил гнев на милость. И выписал больному таблетки. Их всего пять, но если их принять, можно не только выжить, но и силенок поднакопить.

Первая таблетка – смерть «зомби». «Зомби» - это такие предприятия, которые уже вроде как и не живут. Но ходят, чего-то делают и, главное, хотят кушать. А значит –

оттягивают ресурсы от эффективных предприятий.

– Необходимо прекратить их поддержку, - описал действие препарата профессор Цывинский.

А людей там работающих куда деть? Оказывается, и на этот вопрос есть ответ: Олег Цывинский напомнил, что прямые трансферты всегда намного эффективнее непрямых. То есть правильнее сразу дать деньги людям, чем поддерживать на плаву заведомо бесперспективные предприятия, на которых они работают.

- Лучше использовать эти средства для прямой социальной поддержки, для увеличения пособия по безработице, для проведения образовательных программ, чтобы люди могли пойти на другие более эффективные производства.

Вторая пилюля – это приватизация. Пилюля потому, что глотать ее нашим властям не очень-то хочется. Но, видимо, придется.

Однако правильно сделать это не так-то просто. Слегка запылившееся «фамильное серебро» нужно подчистить и привлечь для продажи грамотный персонал.

- Предприятия не готовы к продаже на открытом рынке – убежден Цывинский. Я не знаю ни одного крупного белорусского предприятия, которое было бы управляемо по мировым стандартам корпоративного управления. Налицо недостаток прозрачности и открытости. Это приведет к тому, что предприятия будут проданы за бесценок. Особенно на фоне негативного климата для первичного размещения акций или привлечения первичных стратегических инвесторов из-за кризиса.

Я нервно заерзала – отдавать серебро за бесценок было жалко. Но хорошее лекарство тем и отличается, что действует комплексно.

- На самом деле есть очень недорогие, но эффективные методы увеличения стоимости предприятий. Нужно улучшить открытость и корпоративное управление. Исследования показывают, что даже привлечение независимых специалистов в совет директоров приводит к тому, что стоимость компании после первичного размещения акций возрастает до 10%. Мы все понимаем, что для того, чтоб хорошо играть в хоккей, необходим хороший тренер, -- намекнул профессор на канадского коуча Глена Хэнлона, возглавляющего сборную Беларуси. -- Исследования показывают, что уменьшение барьеров на приток иностранных специалистов и ноу-хау может увеличить рост ВВП на 12%.

Про хоккей-то мы все понимаем, подумала я и вздохнула. Ну, может и в экономике наступит пора понимать?

Таблетка третья - уменьшение барьеров для среднего и малого бизнеса. Потому что в бизнес могут уйти работники предприятий-«зомби» и не только они. Это позволит решить проблему безработицы, которая может быть в послекризисный период весьма серьезной. -- 50% экономического роста возникает из-за созидательного разрушения, -- обнадежил Цывинский. -- Это когда из-за процесса отмирания неэффективных предприятий возникают новые. Так что не стоит бояться ломать покосившийся забор. Пока он не упал нам на голову.

Таблетка четвертая – снижение налогов.

- Необходима более плоская шкала подоходного налога, более низкий подоходный налог, утверждает Олег Цывинский. - Экономические исследования показывают, что это приводит к значительному росту легальных доходов, и к значительному экономическому росту.

Ну и, наконец, таблетка последняя, пятая. Она проста, как кусок мела - последовательность и предсказуемость экономической политики.

- Это один из фундаментальных принципов создания правильной экономической политики – говорит Цывинский. Можно долго заманивать инвестора, но существует значительный риск того, что вложенный капитал будет экспроприирован. Исследования показывают, что отсутствие независимости или репутации официальных банков в любой стране приводит к тому, что инфляция там выше в среднем на 5%. Увеличение независимости центральных банков приводит к уменьшению инфляцию.

В общем, выбор есть. Можно лечиться, а можно просто ждать удара о дно. Если удар будет сильный, то можно даже немножко подпрыгнуть вверх. Но это будет больно и совсем не высоко.