Комментарии

Василь Верас

Убийство Дугиной: что осталось за кадром

Практически любое расследование начинается со стандартного ряда вопросов, важнейший из которых «кому это выгодно».

«Такие системе не нужны»

В подрыве автомобиля Дарьи Дугиной, дочери проповедника «русского мира» Александра Дугина, часть российских пропагандистов спустя считанные минуты после случившегося обвинили украинцев.

Главный редактор Russia Today Маргарита Симоньян буквально зашлась в истерике: «Центры принятия решений! Центры принятия решений!! Центры принятия решений!!!» – требуя немедленно «разбомбить нах..» главный офис Службы безопасности Украины.

То есть любое, даже карикатурное российское следствие для этой категории являлось избыточным. «Нет фактов? Это проблема фактов! Виновны украинцы – и точка!»

Однако даже в имперском лагере такую точку зрения разделяют далеко не все. Для примера приведем цитату из телеграм-канала anZim, направленность которого ясна уже из названия:

«Парадокс в том, что трагедия Дугина скорее выгодна и Кремлю, чем невыгодна. Очередной повод развести руками «если вы до сих пор не понимали, зачем нужна СВО». Очередной повод надеяться, что на Западе заметят терроризм Киева (как будто не на Западе его и придумали), испугаются украинства и перейдут к торгу.

Ну и зачистка инициативников, самое дорогое. Дугин, при всей его беззубости и неотмирности, позволял себе роскошь быть независимым философом, который мог невзначай и на Медведева повысить голос, и Путина попрекнуть. Такие системе не нужны».

Who is mr. Dugin?

По одной из версий, целью покушения был сам Александр Дугин, якобы случайно севший в последний момент в другой автомобиль. Насчет роли, которую идеолог «евразийства» играет в современной России, существуют разные мнения.

В медиа Дугина порой именуют «личным философом Путина», наделяя большим влиянием на политику Кремля. Согласно другой версии, это не более, чем «пузырь»: колоритная фигура, привлекающая внимание, но особого веса не имеющая.

Одним из моментов, указывающих на реальный статус персоны в России, является наличие охраны. У Дугина, как сообщается, её не было, по крайней мере, на фестивале. В то же время вышеупомянутая Симоньян даже в парк на прогулку ходит в окружении секьюрити.

Из этого можно сделать вывод о скромном значении Дугина в нынешней российской системе. Его дочь и вовсе являлась рядовой пропагандисткой. Поэтому не вполне ясно, в чем смысл для украинцев проводить сложную и рискованную операцию по ликвидации любого из этих персонажей.

Россиян начинали готовить к возможным уступкам

Иногда полезно взглянуть не только на то, что находится в центре внимания, но и на фон. А он накануне гибели Дугиной начал меняться.

В последние дней десять кремлевская пропаганда стала продвигать новый нарратив. Вот лишь несколько примеров:

  • директор департамента Северной Америки МИД РФ Александр Дарчиев в интервью ТАСС заявил: «Лучшим решением для Вашингтона, чтобы избежать унизительного поражения, как недавно случилось в Афганистане, было бы заставить Зеленского прекратить бессмысленное сопротивление и вернуться, пока не поздно, за стол переговоров»;
  • РИА Новости процитировало Генри Киссинджера, уважительно назвав его «99-летним патриархом американской внешней политики». Бывший госсекретарь заявил, что нужно, не затягивая, завершить войну переговорами. При этом российское агентство не опустило, как это обычно делало, нелицеприятную часть высказываний иностранного эксперта, а именно то, что Россия для этого должна будет вернуть Украине оккупированные территории;
  • один из сепаратистских авторитетов Александр Ходаковский внезапно написал, что «где бы мы ни остановились – я приму результат». Более того, он упомянул о симптоматичном разговоре: «житель Донецка сказал, что был бы счастлив, если бы всё вернулось в дофевральское состояние...».

Всё это разительно контрастирует с недавней риторикой того же РИА Новости о «необходимости окончательного решения украинского вопроса». Выглядит так, как будто российское общество начинают готовить к возможным уступкам как одному из вариантов развития событий.

Разумеется, подобный сценарий совершенно не устраивает «партию войны до победного конца». Теракт под Москвой, в ходе которого погибает персона с известной фамилией, но не обладающая реальной ценностью для Кремля, является весьма выгодным именно для тех, кто хотел бы обострить ситуацию, исключив на ближайшее время саму возможность перемирия в том или ином виде.

В то же время нельзя не упомянуть, что хаос войны порождает огромное количество событий, выламывающихся из рамок любой логики. Поэтому, разумеется, не приходится исключать сценарии, которые выглядят довольно абсурдными с точки зрения использованных средств и достигнутых результатов.

И всё же, если исходить из общедоступного объема информации на данный момент, бенефициары гибели Дугиной находятся в России, а не в Украине.