Политика

У ворот ада. Пошлют ли белорусских солдат в украинскую мясорубку?

Режимы Лукашенко и Путина, бросивших вызов развитому миру, обречены. Но наломать дров могут еще много, считает политический аналитик Александр Класковский.

Зафиксированы признаки подготовки Вооруженных сил Беларуси к прямому вторжению на территорию Украины — с таким заявлением выступил 20 марта Генеральный штаб Вооруженных сил этой страны. Украинские военные называют высокой угрозу «наступления из Республики Беларусь на волынском направлении».

«По данным разведки, в течение ближайших 1-2 дней Беларусь вступит в войну с Украиной на стороне России», — пишет со ссылкой на Генштаб Украины и другие источники среди силовиков интернет-издание «Украинская правда». Утверждается, что такое решение принято руководством Беларуси.

При анализе любых сообщений в такой ситуации стоит учитывать, что стороны ведут еще и информационную войну.

При этом за время после начала российской агрессии многие аналитики отметили, что Александр Лукашенко всячески уклоняется от прямого участия в ней белорусской армии. Насколько вероятно, что Москва его в этом плане дожала? Чем чревато для Беларуси вступление ее подразделений в бои против украинцев?

Лукашенко не хочет, но…

Политический аналитик Валерий Карбалевич в комментарии для BPN отметил: Лукашенко в последнее время не раз заявлял о враждебных действиях украинской стороны против Беларуси. Мол, украинцы якобы нарушали границу (вертолет, беспилотник), запустили по белорусской территории две ракеты «Точка-У» и т.д.

«Лукашенко в этой связи говорил: если они нас будут провоцировать, мы ответим. То есть не исключает такого варианта. Возможно, это отголоски его дискуссий с Путиным», — предположил аналитик. Он обратил внимание на то, что на днях Украину покинули все белорусские дипломаты — «это очень настораживает».

Арсений Сивицкий, руководитель Центра стратегических и внешнеполитических исследований (Минск), основатель и руководитель консалтинговой компании Sarmat AnalytiX, уверен: Кремль оказывает на Лукашенко давление с тем, чтобы белорусские подразделения приняли участие в «рейде на Киев», и вероятность их вовлечения в войну «достаточно высока».

Минск всячески увиливал от исполнения «союзнического долга», но Кремль может поставить Лукашенко в ситуацию, «когда у него просто не будет выбора». Вероятность, что он ослушается указания из Москвы отправить своих солдат в Украину, «очень мала», сказал Сивицкий в комментарии для BPN, хотя выразил осторожную надежду, что белорусское военное руководство найдет дополнительные аргументы против такого шага.

При этом он отметил: ранее Минск не оказал никакого сопротивления решению Кремля продлить присутствие российских войск в Беларуси после учений «Союзная решимость — 2022», несмотря на то что это очевидным образом грозило втягиванием страны в российскую агрессию против Украины. «К тому же Кремль обуславливает финансово-экономическую поддержку Беларуси именно прямым участием белорусских военных в боевых действиях против Украины», — сказал аналитик.

Повязать союзника кровью

Сивицкий предполагает, что штурм Киева, к которому «Кремль активно готовится», может состояться до 1 апреля. При этом российские войска не имеют оперативных резервов, поэтому в качестве таковых Москва может рассматривать наиболее боеспособные подразделения белорусских вооруженных сил, отмечает эксперт. По его словам, это прежде всего силы специальных операций и несколько механизированных бригад, на основе которых сформированы от пяти до десяти батальонных тактических групп, сконцентрированных на южной границе Беларуси.

Отметим: Лукашенко и белорусские генералы признавали концентрацию батальонных тактических групп на юге страны, но объясняли это исключительно задачами защиты ее рубежей от якобы украинской военной угрозы.

По данным ряда экспертов, Вооруженные силы Беларуси насчитывают около 65 тысяч человек, из них людей в погонах — около 45 тысяч (остальные — гражданский персонал). Но в наиболее боеспособных подразделениях, составляющих силы специальных операций (витебская и брестская десантные бригады, марьиногорский спецназ), — лишь несколько тысяч человек. Причем и их моральный дух под вопросом. Доходят сведения, что белорусские военные в массе своей не хотят воевать против украинцев.

К тому же армия Беларуси оснащена в основном еще советским оружием (пусть и частично модернизированным). На покупку современных вооружений всегда было мало денег. Так что и в этом плане потенциал не ахти какой.

Как полагает Сивицкий, в случае вступления в боевые действия против Украины у белорусских подразделений нет шансов не только выполнить поставленные задачи, но и просто избежать разгрома.

Если отвертеться от направления военных в Украину не удастся, то Минск постарается, чтобы их там оказалось как можно меньше, а «после первого негативного опыта» может и вовсе поставить их участие в боевых действиях на паузу, спрогнозировал аналитик.

Отметим: у Путина вероятен не только чисто военный интерес привлечь белорусскую армию к своей «спецоперации». Тем более что проку от такой подмоги может оказаться мало. Не исключено, что российский руководитель заинтересован прежде всего максимально запятнать Лукашенко, повязать его кровью, окончательно лишить свободы внешнеполитического маневра.

После недавнего визита в Москву Лукашенко похвалился, что Кремль пообещал некие беспрецедентные шаги в плане поддержки экономики союзника. Но не станет ли условием этой поддержки отправка белорусских солдат на войну?

Повышает ли война шансы на перемены в Беларуси?

В случае если белорусские войска вторгнутся в Украину, экономика Беларуси подвергнется еще более мощным ударам санкций, внутриполитическая обстановка в стране обострится, отмечают аналитики.

Если сейчас Запад еще разделяет позиции Москвы и Минска в отношении Украины, то в случае прямого участия белорусской армии в агрессии «разделять уже не будет», говорит Карбалевич. Так что наверняка последуют новые санкции, «вариант переговоров с Западом отрубается, отрубается политическая субъектность Беларуси».

«Тогда у Лукашенко уже не останется никакого поля для маневра, возможности как-то выкручиваться, дистанцироваться от этой войны», — говорит аналитик.

Некоторые обозреватели полагают, что участие в войне способно быстро расшатать белорусский режим, привести к его падению. Логика рассуждений такова: в обществе сильны антивоенные настроения, а экономические тяготы могут вызвать протесты и аполитичной ныне части населения.

Представляется, однако, что массовые протесты в ближайшей перспективе маловероятны. Опыт прежних экономических кризисов показывает, что в такие периоды большинство белорусов прибегает к стратегиям самовыживания: начинают экономить, еще крепче держатся за рабочие места (а значит, предпочитают помалкивать), делают ставку на продукцию с приусадебных участков и т.п.

К тому же режим, исповедуя принцип «на войне как на войне», наверняка еще жестче станет подавлять любое недовольство, пойдет еще дальше по пути тоталитаризации.

Но есть один важный внешний фактор. «Война ведет к деградации России, которая является главным гарантом сохранения власти Лукашенко», — подчеркивает Карбалевич. Когда Россия «окажется в очень плохой ситуации», шансы на перемены в Беларуси возрастут, считает аналитик.

В историческом плане два режима, бросивших вызов развитому миру, обречены. Но наломать дров могут еще много.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(53)