Комментарии
Виктор Мартинович, «Белгазета»

У вас деривативы с усиками?

В новости о народном IPO ОАО «Минский завод игристых вин» чарует именно вот это волшебное сочетание одного из самых понтовых сейчас московских словечек, «IPO», и «народного», исконно белорусского подхода к его пониманию. Условно говоря, если бы у нас был свой «Яндекс», мы бы выводили его не на IPO, а на «народный IPO».

Ввиду того что этот «народный» подход к интерпретации ключевых рыночных терминов очарователен (предполагает IPO в условиях отсутствия развитого фондового рынка и народное IPO в условиях нулевой финансовой грамотности населения), «БелГазета» решила развить успех. Мы составили словарь самых модных финансовых и маркетинговых терминов, переосмыслив их с оглядкой на «народный» характер.

Народный венчурный инвестор. В теории венчурные инвестиции (от англ. venture - «рискованное начинание») - деятельность, подразумевающая вложение денег в перспективный инновационный бизнес, который еще не имеет доступа на фондовый рынок. Чаще всего о венчурных инвестициях говорят на IT-рынке.

Выражаясь простым языком, венчурные инвестиции - это когда человек, имеющий $ 1 млн., раздает по $ 100 тыс. десяти бригадам подростков с прыщавыми лицами, которые в подъездах и на балконах на ноутбуках делают в свободное от школы время игры про танчики и машинки. В обмен инвестор очень плотно залазит в уставной капитал бригад, приобретая 50-60% акций. Девять бригад предсказуемо прогорают, а одна в итоге создает такой продукт, как Facebook, оцениваемый в $ 165 млрд. Инвестор получает много-много денег, славу и дом на Ямайке.

Народные венчурные инвестиции - то же самое, но с оглядкой на наши суровые реалии. Ищущий применения своим деньгам джигит приходит к азербайджанцам и предлагает им $ 10 тыс. за долю в 10 ржавых киосках, которые торгуют китайскими лифчиками «под леопёрда». Потом наступает кризис, и все точки банкротятся, но одна, продающая игры для PC и XBOX, DVD с ТВ-сериалами, приносит сверхприбыль - потому что в кризис люди больше играют и смотрят телик. Человек, по его собственному мнению, становится олигархом: покупает себе 10-летний «Мерс» и требует от жены покрасить волосы гидроперитом и носить леопёрдовые лосины.

Народный вайрал. Слово «вайрал» (viral - «вирусный») обозначает скрытую рекламу, забрасываемую в социальные сети в расчете на то, что пользователи, повинуясь базовым человеческим импульсам, распространят ее среди себя.

Классическим примером вайрала считается проморолик фильма «Монстро» Дж. Абрамса, созданный таким образом, что из него ни черта было не понять. Человек, посмотревший его, лихорадочно начинал гуглить, чтобы узнать, что за фильм такой (а это и требовалось доказать!).

Народный вариант вайрала - это когда производитель сахара, имеющий слишком большие запасы готовой продукции на складах, запускает слух о том, что сахар из продажи скоро совсем исчезнет, т.к. его скупили россияне. Бабушки в очередях в продуктовых магазинах (наша самая надежная социальная сеть!) начинают разносить этот слух как вирус. Сахар население скупает тоннами, в результате чего сахар действительно исчезает, но это уж издержки технологии, извините!

Народные деривативы. Термин «дериватив» российский журнал «Большой город» в спецпроекте, посвященном новой экономической «фене», назвал «одним из самых труднопостижимых для непрофессионала понятий современной экономики. Да и для профессионала порой тоже». Из-за собственной неспособности постичь термин «дериватив» недавно на пенсию ушел Сэнди Уэйлл, создатель и бывший глава CitiGroup - человек, построивший самую большую в мире финансовую империю с нуля. Он прочитал две книги про деривативы, ничего не понял и ушел на отдых, осознав себя морально устаревшим.

Википедия определяет дериватив как «договор (контракт), предусматривающий в соответствии с его условиями для сторон по договору реализацию прав и/или исполнение обязательств, связанных с изменением цены базового актива, лежащего в основе данного финансового инструмента, и ведущих к положительному или отрицательному финансовому результату для каждой стороны».

Что такое народный дериватив в белорусском случае? Токарь Василий работает на моторном заводе и приходит к соседу Сереге с целью стрельнуть денег на опохмел. Серега работает на МТЗ, зарплата на котором высокая, и поэтому обычно он Василию не отказывает. Выслушав просьбу Василия, Серега сообщает тому, что тот уже кредитовался у него вечером накануне и свои обязательства по кредиту (отдать) не выполнил. Василий сообщает, что условия кредита состояли в том, что он отдаст с зарплаты, и просит новую сумму на бутылку чернил - тоже до зарплаты.

Соответственно, ключевым вопросом в судьбе активов Василия становится вопрос о том, будет ли зарплата на моторном, и Василий делает все, чтобы доказать: зарплата будет. Выданная под это обязательство сумма денег обращается в жидкость и выпивается. Впрочем, это еще не деривативы.

Деривативы начинаются, когда вечером того же дня Серега обнаруживает, что, поскольку недавно были Пасха и день рождения дочери, он израсходовал все свои резервы и ему самому нужно обращаться за ресурсами для вечернего променада (на трезвянь он гулять не любит). Он звонит в дверь третьего участника рыночной игры, Валерия Федоровича, бывшего армейского генерала, и предлагает тому «приобрести» обязательства Василия перед Серегой. У Сереги зарплата 15-го, у Василия - 1-го. До 15-го генерал не даст, до 1-го - может быть. Генерал соглашается дать до 1-го, Серега получает деньги и немедленно их пропивает.

Соответственно, когда уже «проданную» дважды (Валерию Федоровичу и Сереге) зарплату Василию задерживают, в жизнь троицы приходит то, что можно назвать «кризисом ликвидности» или «кризисом деривативов», глубинная природа которого состоит в том, что люди бухают больше, чем могут себе это позволить. Помочь им пережить ситуацию смог бы хедж-фонд, но Людка-магазинщица этим алкашам больше за слова наливать не будет.

Народный chartered financial analyst. Специальность chartered financial analyst в международном бизнес-образовании постепенно становится такой же модной фишкой, какой когда-то был MBA. Если раньше все топ-менеджеры стремились получить сертификат MBA и повесить у себя в кабинете над китайским глобусом-баром с дешевым вискарем из duty-free, то теперь предел всеобщих мечтаний - отдать собственного отпрыска учиться на chartered financial analyst в приличный вуз старой Европы.

Лондон, Париж, Берлин заклеены огромными постерами, на которых ключевые университеты этих стран предлагают срочно освоить chartered financial analysis. На русский chartered financial analyst можно перевести как «дипломированный финансовый аналитик» или даже «присяжный финансовый аналитик»: предполагается, что за качество производимой экспертизы этот человек отвечает собственным сертификатом/дипломом/лицензией.

В Беларуси давно создан и успешно действует институт «народных чартерных файнэншынал аналистов». Это специалисты высочайшего класса и представители самой престижной на финансовом рынке специальности. Речь идет, конечно, о контролерах. Их почетные ряды формируют представители КГК, налоговой инспекции, ДФР, КГБ, Следственного комитета и других органов.

Народный брендинг. Слово «брендинг» в наших условиях обозначает ситуацию, когда директор молочного завода N1856 однажды смотрит в Интернете передачу с умными маркетологами, а поутру решает, что ему больше не нужно делать молоко под названием «Молоко» и продавать его в белых пластиковых пакетах. Директор переименовывает завод N1856 в «Дедушкину сиську» или «Кефирный гостинец» и начинает вместо молока «Молоко» делать молоко «Слеза грустной и влюбленной нимфы».

Народный характер нашего брендинга заключается в том, что директор завода жмет денег и рисует все, включая этикетку нового молочного продукта «Слеза грустной и влюбленной нимфы», самостоятельно, на рабочем компьютере, после общения с китайским глобусом-баром. Ведь в детстве он учился в художественной школе, а стало быть, имеет талант.

Через полгода продаж выясняется, что молоко «Молоко» трогать не надо было. Что оно выгодно выделялось в ряду других «брендированных» продуктов «брендированных» белорусских молокозаводов. Соответственно, директор либо обращается к профессионалам, которые перерисовывают ему этикетки и предлагают новую нейминг-линейку, либо (а так случается чаще всего) продолжает бултыхаться сам, подключая к продвижению еще и технолога Людочку, у которой сын умеет на скрипке, а потому может сделать ролик для FM-радио. Заканчивается все народным рейдерским захватом в той или иной форме.

Народный рейдерский захват. В классических случаях рейдерский захват, как правило, подразумевает собрание акционеров, которое (в присутствии товарищей в масках либо без оных) принимает решение о дополнительном выпуске акций, которые тотчас же скупаются новым владельцем, в результате чего прежний владелец уже не может похвастаться контрольным пакетом того или иного предприятия.

Беларусь далека от этой дикости. Наши рейдерские захваты осуществляются в интересах народа и полностью одобряются народом. Народный рейдерский захват - это когда в компанию, которая по тем или иным причинам стала объектом интересов белорусского народа, приходит комиссия, которая выявляет многочисленные нарушения. Это могут быть нарушения условий труда, аренды, правил хозяйствования или шире - действующего законодательства. За выявленные нарушения компания получает штраф таких размеров, что его выплата представляется делом таким же глупым, как попытка купить Facebook у Марка Цукерберга за 10 базовых величин. Компания ликвидируется, имущество распродается на аукционах и в павильонах магазинов конфиската, ее офисы без шума и гвалта занимают новые, устраивающие белорусский народ владельцы.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)