«У нас законодательно просто нет ответственности за распространение слухов»

Белорусов снова предупреждают об ответственности за распространение слухов: «всех паникеров, распространителей дезинформации, недостоверной информации будем вызывать, некоторых – допрашивать, некоторых уже допрашиваем», – заявил замгенпрокурора Андрей Швед 14 апреля.

О том, что распространителям ложных слухов о терактах грозит уголовная ответственность, предупредило и ГУВД Мингорисполкома. По информации РИА «Новости», спецслужбы выявили 13 предполагаемых распространителей слухов о терактах в Минске, трое из которых были задержаны и помещены в СИЗО. Подробной информации о них в Генпрокуратуре пока не дают.

ГУВД обращает внимание «изобретателей» слухов на то, что подобное деяние может грозить тюремным сроком согласно статье 340 УК - заведомо ложное сообщение об опасности.

Юрист Сергей Балыкин считает, что у правоохранительных органов едва ли получится привлечь к уголовной ответственности лиц за распространение слухов о произошедших взрывах и терактах именно по этой статье.

– Если трактовать статью 340 правильно, то ключевое слово здесь – «о готовящемся». Это слово может относиться только к будущему времени, но никак не к сообщению о прошедших событиях, как, например, в случае с уже взорванными автобусами, – говорит он. – Еще одно ключевое слово в статье – «заведомо». В соответствии со ст.4 УК РБ под термином «заведомо» понимается, что лицу, совершающему преступление, известно достоверное обстоятельство. Т.е. человек должен знать, что, к примеру, «в этой сумке нет взрывчатки», хотя он утверждает, что она там есть. Но дело в том, что тот, кто распространяет слух, не может знать такую информацию достоверно.

Как рассказали TUT.BY на кафедре уголовного права одного из белорусских вузов, правоохранительным органам в первую очередь предстоит разобраться в том, заблуждался человек, распространявший слух, или нет. Готовилось сообщение заранее? Человек сам придумал сообщение или услышал от кого-то? и т.д.

При этом собеседник TUT.BY отметил, что в нашем Уголовном кодексе нет отдельной статьи, которой предусмотрено наказание за недостоверное сообщение об уже произошедшем событии.

– Другой статьи нет. Но в данном случае 340-ю статью УК РБ просто немножко шире интерпретируют, – сказал собеседник.

Юрист Сергей Балыкин категорически не согласен, что это вообще законно –«интерпретировать Уголовный кодекс». «В соответствии со ст. 3-й УК, «нормы Кодекса подлежат строгому толкованию. Применение уголовного закона по аналогии не допускается», – цитирует УК Сергей Балыкин. – Получается, у нас законодательно просто нет ответственности за распространение слухов».

Он считает, что если закрепить законодательно такую ответственность, то она позволит использовать ее против своих оппонентов и перекрыть свободу слова вообще.

– Бороться со слухами можно только максимальной открытостью власти и максимальной оперативностью в информировании населения. Для того чтобы люди не верили слухам, власти действительно должны заслужить доверие населения, – убежден Сергей Балыкин.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)