Тышкевич: «На высшем уровне приоритетным считают не развитие технологий, а уборку урожая, и до сих пор пугают голодом»

Достаточно большое количество белорусских компаний-разработчиков уникальных технологий, которыми можно гордиться, в условиях современной Беларуси оказались с «подрезанными крыльями».

К такому неутешительному выводу пришел эксперт Украинского института будущего Игорь Тышкевич, проанализировав ситуацию.

— Таких компаний в Беларуси около 40, — подсчитал аналитик на своем канале. — В силу специфики ориентация только на западных партнеров для них подобна смерти, потому что их будут убивать. Ориентация на восток для них также подобна смерти, потому что их либо будут убивать, либо выкупать. У них подрезаны крылья.

Тышкевич особо отмечает, что только в военном сегменте Беларусь имеет существенные, очень большие наработки, уже известные во многих странах, которые рискует потерять.

В качестве примера он приводит технологии беспилотных летательных аппаратов. Так, на недавней выставке в РФ компания «Российские вертолёты», входящая в холдинг «Ростех», представила БПЛА вертолётного типа БАС-750, удивительно похожий на белорусский БПЛА «Хантер».

— Оба этих вертолета являются близнецами-братьями.  Единственное, россияне покрасили его в другой цвет. И это уже не первый подобный случай. До этого те же самые «Российские вертолёты» представляли БАС-200, который являлся близнецом другого белорусского вертолета производства компании «Индела».

Беспилотный авиационный комплекс вертолетного типа БАС-750 от Ростеха. Фото focus.ua
Белорусский БПЛА «Хантер» производства компании «Индела». Фото bsblog.info

Сама компания «Индела» весьма интересна. Она была создана в начале 1990-х. Через несколько лет занялась беспилотными летательными аппаратами и достаточно быстро нашла свою нишу — аппараты вертолетного типа. И в этой нише «Индела» стала одним из мировых лидеров.

Компания активно продавала и вертолеты, и разрабатывала БПЛА заказчикам, передавая как технологии, так и право на использование. У «Инделы» был узкий рынок.

Разработки, которыми она занималась, — вещь дорогая. Расти в белорусских условиях, когда к тебе проявляют повышенное внимание, не особо хотелось. В результате многих перипетий компания, в конце-концов, обанкротилась.  

Часть ее работников были подобраны во вновь созданное конструкторское бюро, часть уехала за рубеж.

Технологии «Инделы» в свое время купили и успешно используют в Турции, Саудовской Аравии, с участием инженеров, которые работали у нас, была создана компания в США.

Это типичный пример того, как уходят технологии из Беларуси. Да, какую-то часть разработок «Инделы» подхватили и свои, но, учитывая политическую ситуацию, они потихоньку уползают в РФ.

Хорошо, что подхватили турки, они на их базе развивают свои продукты, но оттуда наши технологии уже не вернуться. Неутешительные перспективы и с возвращением технологий из Саудовской Аравии и США.  

Потому что экономическая и политическая ситуация в Беларуси (и речь идет не только о периоде после 2020 года, но и намного раньше) не способствовала росту технологических компаний, их масштабированию, — сделал вывод аналитик.

Он констатирует, что в настоящее время серьезные компании продолжают уходить из страны, однако для технологических производств релокация — слишком затратное мероприятие, после которого возврат практически невозможен.  

— Сегодня мы слышим о том, что бизнес, который способствует демократизации, должен релоцироваться. Для IT-сферы это прекрасно, потому что IT — это человек с компьютером.

Но для технологического предприятия вывезти оборудование либо купить новое весьма затратно.  

Тем не менее по похожей схеме Беларусь продолжает терять высокотехнологичные производства. Например, компания Yukon advanced optics, которая является одним из мировых лидеров производства приборов ночного видения для охоты. Она имеет регистрации в Литве, США, Китае, в Украине и ряде других стран есть представительства. Но при этом центр разработки и завод находится в белорусском городе Лида.

Эта компания начиналась в 1990-х с восьми человек, которые производили подзорные трубы. А сегодня их прицелы, приборы широко известны во многих странах, но компания потихоньку вывела из РБ центр принятия решений, — говорит Тышкевич. 

Причинами, которые вынуждают успешных производителей сворачивать бизнес в Беларуси, он называет недальновидность руководства страны и политический кризис.

— Тот же белорусский ВПК, имеющий ряд уникальных разработок, которые также разными путями утекают в другие страны.

Именно политические обстоятельства вынуждают технологические компании потихоньку дрейфовать в сторону вывода центров принятия решений, центров концентрации прибыли, а далее и центров разработки. Политический кризис, ограничение рынков сбыта не оставляют таким производствам шансов вырасти.

А производства у нас есть действительно уникальные, среди них — разработка формулы полимерных красок, которую пытался своровать российский шпион, разработка бронетехники, системы защищенной связи, которые намного лучше тех, что сейчас используют россияне на войне с Украиной, стоматологическое оборудование, аппараты ИВЛ и МРТ, приборы для элементного анализа, аппараты досмотрового оборудования, которые, кстати, стоят практически в каждом аэропорту мира, и многое другое.  

Но на высшем политическом уровне у нас приоритетным считают не развитие технологий и технологического бизнеса, не развитие инфраструктуры инвестиций для этого, а уборку урожая. И всех, включая студентов, вместо учебы отправляют на поля собирать картошку.

До сих пор нам постоянно ставят главную задачу избежать голода. И это при том, что, кроме РФ, за последние 50 лет нигде в Европе голода не было!

В итоге высокотехнологичные компании вынуждены скукожиться и укрыться в своих нишах, только чтобы обеспечить себе определенное количество прибыли.

Есть и другие проблемы. Те же сотрудники подобных компаний, даже при том, что у них хорошие зарплаты, они в определенной мере занимаются творчеством. Это значит, что им необходима политическая свобода, чтобы люди элементарно не боялись. Но в сегодняшней Беларуси это невозможно, — считает аналитик.

Он отмечает, что подобные высокотехнологичные компании тесно связаны с наукой и образованием.

— Выпускники химфака, физфака, мехмата, биофака идут именно на такие производства.

Уйдут эти компании, некуда будет идти и выпускникам ВУЗов. Им придется работать не по специальности, а факультеты и направления науки просто отомрут за ненадобностью. Будут готовить учителей химии, физики, биологии, не более того.

Когда мы говорим о реформе высшего образования, следует понимать, что одним IT все не вытянешь. Потому что есть технологии, например, просто смешивания различных полимеров, чтобы получить хорошую краску на дороге, есть электроника, спектральный анализ. Это не IT и тем более не сельское хозяйство.

Но эти высокотехнологичные компании в нынешних условиях, увы, вынуждены сами себе ставить границы роста. Они не могут взять кредит на развитие и разработку не на «драконовских» условиях, получить нормальную поддержку, стимулирование экспорта. На все просьбы в ответ они слышат: «Вы — не в приоритете».

И тогда они уходят туда, где готовы тратить деньги на разработку, чтобы не выживать здесь. Хотя такие компании и их работники могли бы стать опорой экономики Беларуси, — полагает Тышкевич.

Он предлагает задуматься над проблемой сохранения высокотехнологичного производства тем, кто намерен строить новую Беларусь:  

— В случае изменения политической ситуации имеют ли такие компании шансы? Теоретически, да. Но при условии, что новое белорусское политическое руководство не просто создаст надлежащие условия внутри страны, но и сумеет сказать «нет», в том числе тем государствам, которые станут нашими союзниками, в ответ на просьбы поделиться технологиями.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.4(16)