Тышкевич: «Лукашенко просто ставят на растяжку: говори за себя, а не от имени «товарища Путина», и отвечай за свои слова»

Аналитик — о санкциях Украины в отношении правителя Беларуси как повышении ставок.

Последствия персональных санкций, принятых в отношении него Киевом, Александр Лукашенко как физическое лицо вряд ли почувствует. Однако это не значит, что решение носит символический характер или вовсе бесполезно, считает аналитик Игорь Тышкевич.

— С точки зрения экономических или других ощутимых последствий, это скорее символический акт, — отмечает Тышкевич в новом стриме на своем канале. — На мой взгляд, речь идет о политическом сигнале. Либо политической демонстрации, которую можно воспринимать как поднятие ставок перед очень даже вероятным появлением отдельного украино-беларуского переговорного трека.

Некоторые санкции, говорит аналитик, могут быть перенесены на «кошельки» Лукашенко — олигархов, связанных с его семьей, если те захотят прийти в Украину. Например, как это было в торговле нефтепродуктами или углем — «эту лавочку могут прикрыть».

— Но суть в другом. Этот указ не преследует сиюминутных результатов. Это политический жест. И связать его стоит с несколькими событиями.

Во-первых, это переговорный процесс между Россией и Украиной. Во-вторых, американский переговорный трек. И в-третьих — политика Лукашенко, который пытается влезть в него и стать участником соглашения, как раньше он говорил, «о гарантиях безопасности», но речь, скорее, будет идти об экономике. О сотрудничестве после заморозки войны.

И, естественно, дело также в желании Украины начать собственный переговорный трек с Республикой Беларусь. И принятый указ — повышение ставок в этом треке, среди всего прочего. Это связано и с будущим визитом в Киев Светланы Тихановской, который, вполне возможно, состоится.

На данный момент мы имеем возможность заморозки войны. И имеем позицию США — Трамп прямо заявлял о необходимости восстановить торговлю между РФ и Украиной. Но для любого украинского чиновника принятие такого решения — политическое самоубийство. Однако у США есть обходной путь — переговоры с Беларусью. И возможен компромисс между Москвой и Вашингтоном: в качестве «прокладки» предложить Александра Лукашенко, Минск как партнера.

Лукашенко может банально выйти из-под ответственности в отношении 2022 года, сказать, мол, я не я и корова не моя. Это будет несколько менее токсично для украинской власти, чем прямые контакты с Путиным — но все равно неприятно. Поэтому указ Зеленского о санкциях ставит первый барьер на этом пути.

Киев дает сигнал: хочешь восстановить отношения — давай говорить о том, что ты сделаешь, каким образом попросишь прощения за вред, нанесенный Украине с 2022 года?

Есть второй вариант. Переговорный трек США в направлении Минска в вопросе транзита беларуских товаров к портам — здесь разговаривать будут с Литовской Республикой, а также, возможно, с Украиной. Естественно, если просто так открыть транзит, условно, откатиться к 2019 году — Лукашенко почувствует себя победителем в этой многоходовке. Значит, надо говорить.

И в данном случае, опять же, решение президента Зеленского — это повышение ставок. Если Минск хочет (а для него важен возврат на украинский рынок и нормализация отношений) — пусть предлагает. Пас на беларускую сторону.

Лично для Лукашенко и для его окружения это, конечно, неприятно. У них была надежда, что поймали бога за бороду, и благодаря американскому треку, просто заморозке общей ситуации можно будет отпетлять и забыть историю 2022 года. Но нет, не получится. И придется думать, как быть.

А указ задает ключевые рамки. В частности, что большинство вероятных заключенных контрактов должны идти «по-белому», без участия компаний, связанных с Лукашенко. Что, учитывая объемы послевоенного восстановления, будет крайне больно для окружения Лукашенко. А если хотят по-другому — снова же, надо разговаривать.

Это еще не есть проявление сформированной политики Киева в отношении Беларуси. Но тем не менее, интерес Украины к Беларуси, интерес региональных государств к смене ее позиционирования есть. А Лукашенко просто ставят на растяжку: если хочешь разговаривать — говори за себя, а не от имени «товарища Путина», и отвечай за свои слова. Пытайся, посмотрим.

Будет ли ответ? В ближайшие дни, думаю, от пропагандистов из Минска поднимется вой и попытки оскорблений в отношении Зеленского, мол, нелегитимный президент, попутал берега. Но — подумать необходимо, чтобы не идти в русле только американских интересов либо договорняка Вашингтона с Москвой. Иначе в случае заморозки войны Лукашенко окажется за бортом, и его политическое будущее, как и обычное, под большим вопросом.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(3)