Соседи
Валерий Томилин

Тутэйшыя: народ, которого нет

Документальный сериал «Тутэйшыя» рассказывает о тех, кто живет между Беларусью, Польшей и Литвой.

Свой язык сами жители называет «простай мовай», а себя – кто поляком, кто белорусом, кто литовцем. В народе их называют «тутэйшыми». Им агентство Delfi.lt и посвятило одноименный документальный сериал.

Доктор филологических наук Александр Адамкович больше десяти лет исследует наследие белорусов в Литве и местные диалекты.

– Это белорусский язык, один из диалектов белорусского языка, – говорит он. – В нем полонизмов, русизмов немного. Именно этот диалект лег в основу современного литературного белорусского языка.

Кристина Рутковска двадцать лет изучает местные диалекты Литвы. Она говорит, что в «простай мове» есть русские, белорусские, польские и литовские слова. Но считает, что время «тутэйшасци» прошло и людям стоит определиться с национальностью:

– Вот мне бы кто-то сказал: ты – тутэйшая. А я хочу быть очень конкретным человеком с очень конкретным национальным самосознанием.

Житель деревни Норвайшай близ города Шумскас Франтишек Ишора, считает, что деревня умирает, а молодое поколение уже не владеет «простай мовай». Его сын выучил немецкий по мультикам, а местный диалект так и не освоил.

Станислава живет в Сакалине, деревне на границе Беларуси и Литвы. Ее отец был поляком, мама – русской, а себя она называет «тутэйшай»:

– Лучше жить в Литве. В Беларуси не хотела бы. Там все такое чужое. А я «тутэйшая», здесь, в этом месте я родилась.

В деревне Свираны (Свиронис) родился Франтишек Богушевич, один из отцов белорусской литературы. Казалось бы, местные должны гордиться своим языком. Александр Адамкович рассказывает: уже к середине XIX века на нем не говорила ни власть, ни церковь. Греко-католическая церковь, которая использовала этот язык, была запрещена царской властью, а официальными объявили русский или польский.

В Свиронисе живет Адольф Бурынский, местный поэт. Стихи, написанные «простай мовай» он записывает в толстую тетрадь:

«Вось, сяджу я голы, босы.

Хто б спытаўся: «Справы як?»

Мне няма на папяросы –

Дэпутаты п’юць каньяк».

По разные оценкам, в Литве на «тутэйшем» языке говорит от 10 до 40 тысяч человек.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(2)