Филин

Яна Соколова

Турарбекова: У властей проблемы уже на уровне создания комиссий. Это и есть разложение системы

Историк и политолог Роза Турарбекова — о том, что может стоять за отказом властей публиковать данные членов избирательных комиссий.

Как сообщил глава ЦИК Игорь Карпенко, избиратель может узнать их имена, но единых списков не будет. Так Центризбирком планирует защитить этих людей от «буллинга и давления из-за границы».

— Полагаю, дело не только в той официальной причине, которую озвучил Карпенко, — поясняет в интервью Филину Роза Турарбекова. — На мой взгляд, главная проблема заключается в том, что идет массовый отказ от участия в избирательных комиссиях. А власти пытаются заверить потенциальных членов избиркомов, что они не будут подвергаться «буллингу».

Роза Турарбекова

Во-вторых, не исключаю, что таким образом будет скрываться истинное число членов избирательных комиссий. Скорее всего, численность избиркомов не будет соответствовать нормам.

Это исключительно мои предположения, основанные на разговорах с людьми, которые имели дело с местными выборами и знают, как эта картина выглядит изнутри.

Речь о фальсификация не только на уровне подсчета голосов (она уже заложена в системе и была вскрыта в 2020 году), но и возможном подлоге, который касается состава избирательных комиссий, их численности.

Удастся ли властям достичь этой цели скрыть имена членов избиркомов? Люди же все равно придут на участки и увидят, кто там сидит.

— Полагаю, что, скорее всего, на участки придет очень мало людей. Сейчас в ход пойдет акция запугивания избирателей, особенно тех, кто не сможет этому противостоять. Это в первую очередь бюджетники, то есть работники госпредприятий, а также студенты.

Думаю, будет усиление давления и кампания запугивания с целью увеличить явку, легитимизировать каким-то образом выборы, но видите, у властей проблемы уже на уровне создания комиссий.

«Буллинг» и «давление из-за границы» меньше всего беспокоит людей, которым предлагали войти в состав избиркома. Мало кто хочет иметь отношение к фальсификациям, к дискредитированной системе.

И там тоже идут акции принуждения, людей пытаются заставить, но, видимо, не очень получается.

В 2020-м был нанесен серьезный удар по избирательной системе, от которого власти оправиться не могут. Они не знают, что делать, не знают, что предлагать, потому что позитивной повестки нет. Они не могут вернуть все назад. Это и есть разложение системы.