Что касается Науседы, его обобщения известны — и по спору с литовским парламентом относительно беларусов, и сейчас. С моей точки зрения, это такой политический прием, дабы привлечь внимание к вопросу безопасности Литвы: страна в одиночку не может справиться с возникающими угрозами, и они боятся стать очередной жертвой Кремля руками беларусского режима, поэтому пытаются обезопасить себя.
Турарбекова: «Нельзя проглотить ни одну смерть политзаключенного за решеткой»
Политолог — о том, что беларусы могут и обязаны сказать о себе. И не только на саммите НАТО.
Саммит в Вильнюсе начался на фоне «черного вторника» для Беларуси. За решеткой «при невыясненных обстоятельствах» умер политзаключенный художник Алесь Пушкин. Активиста Дмитрия Дашкевича, который должен был выйти сегодня на свободу, в худших традициях «режимного правосудия» перезадержали по новому уголовному делу. О многих политзаключенных их родные ничего не знают долгие месяцы. В том числе и поэтому крайне важно, чтобы «беларусский вопрос» не исчезал с международной повестки и не сужался лишь до оценки угроз безопасности региона.
Беларусские политики и активисты на полях саммита продолжают говорить о том, как важна поддержка перемен в стране, и что без свободной Беларуси не может быть безопасной Европы. Светлана Тихановская во время сайд-ивента Беларуси призвала уже сейчас создать основу для будущего сотрудничества и включать нашу страну в архитектуру безопасности НАТО.
А как видят ситуацию международные структуры и лидеры европейских стран?
(не)Призрачная угроза
Генсек НАТО Йенс Столтенберг 11 июля перед началом саммита заверил, что Альянс уделяет много внимания вопросу российского ядерного оружия и размещению ЧВК Вагнера в Беларуси, но пока не видит перемещений, требующих реакции НАТО.
Президент Литвы Гитанас Науседа назвал Беларусь губернией России, потерявшей независимость, и заявил, что страна «действительно становится проблемой» для региона.
А вот президент Польши Анджей Дуда полагает, что само приглашение на саммит Светланы Тихановской — ясный знак, что страны Альянса заинтересованы в независимой и демократической Беларуси.
Впрочем, поясняет в интервью Филину политолог и историк Роза Турарбекова, далеко не всегда и не все публичные высказывания западных политиков беларусам стоит примерять на себя.
— На первый взгляд кажется, что некоторые заявления звучат обидно и крайне негативно в отношении беларусов. Но обратим внимание: генсек НАТО отвечает на запросы Литвы, Латвии и Польши, и говорит о том, что Альянс пока не будет максимально усиливать восточный фланг. Например, польские политические субъекты запросили возможность размещения ядерного оружия на территории Польши — и это ответ не беларусам, а нашим соседям.
Понятно, что сейчас они рассматривают беларусское государство как угрозу. И это правда: лукашенковский режим является угрозой, об этом члены НАТО и ведут дискуссию между собой.
Слова президента Литвы, звучащие для беларусов, возможно, обидно, адресованы вовсе не нам, подчеркивает эксперт, — Науседа обращается к американцам, лично к Байдену, подчеркивая драматичность положения Литвы и региона в целом.
— Конечно, это не совсем правда, хотя тезис об утрате суверенитета становится все более и более популярным, и не всегда он нам приносит хорошие новости.
Негатив на повестке
— Если говорить о негативной повестке, с которой связана Беларусь на саммите — нужно отчасти признать, что Беларусь сегодня — это не Беларусь 2020-го. Протестов нет, внешне не видно, чтобы народ боролся, и происходит только самое плохое. Как мы видим, сейчас на повестке Лукашенко с его заявлениями то о ЧВК Вагнера, то о ядерном оружии.
Говорить можно только с теми беларусами, которые уехали из страны — и которые должны демонстрировать свое влияние на ситуацию в стране. А этой демонстрации нет: после последних видимых очагов сопротивления в начале вторжения (пикеты во время референдума, рельсовые партизаны), видимого ничего не происходило.
Однако, говорит Роза Турарбекова, это вовсе не значит, что нужно смириться и опустить руки. Наоборот, напоминать о себе — задача и обязанность тех беларусов, кто находится в относительной безопасности и может говорить о происходящем в стране.
Если сложить руки, то, выходит, режим победил. А Лукашенко не победил — до тех пор, пока мы продолжаем бороться и заявлять о себе.
Возможно ли в настоящих условиях наладить какое-то сотрудничество с НАТО, или встраивание в архитектуру безопасности региона — дело отдаленного будущего? По мнению эксперта, диалог возможен — например, по такому же принципу, как контактная группа Совета Европы, но для этого страны-партнеры по НАТО должны увидеть какую-то перспективу в этих предложениях.
Говорить о своих
— Продолжать продвигать беларусскую тему — это наш долг, — подчеркивает политолог, — особенно ради тех людей, которые уже не могут за себя бороться. Поэтому нужно поменьше спорить между собой, объединять усилия и проводить какие-то видимые акции. Это самое меньшее, что мы должны делать. Иначе, выходит, все эти жертвы были напрасны? Как мы посмотрим в лицо супруге Алеся Пушкина и другим?
Алеся знала вся страна. Нельзя проглотить ни одну смерть политзаключенного за решеткой, но тут вообще просто невозможно молчать. Точно так же, как о пропаже Виктора Бабарико, о действиях, за которые никто до сих пор не понес ответственность.
Да, это наша боль, и мы должны говорить об этом, не «разочаровываться» в борьбе, как заявляют некоторые. Разочарование? Скажите это жене Алеся Пушкина. Скажите тем политзаключенным, кто отбыл свои сроки и остался в Беларуси, вынося издевательства и давление, лишаясь права на профессию, живя в ежедневном страхе.
Мы же не можем откреститься и сделать вид, что их нет — они все там, все 9 миллионов. И они страдают. Даже те же самые чиновники, лукашисты, «ябатьки» или конформисты — посмотрите, уже второй министр погибает при невыясненных обстоятельствах с подозрением на самоубийство, и среди милицейского начальства что происходит.
Страница не перевернута, констатирует политолог — прежде всего самим Лукашенко и его приспешниками, силовиками-карателями и пропагандистами, несущими полноценную ответственность за все то, что сейчас происходит в Беларуси.
А чтобы Беларусь не воспринимали в Европе только в контексте угрозы, важно противопоставлять действиям режима позитивную повестку:
— Напоминать, что бизнес, который релоцировался, платит налоги в европейских странах, что уехавшие беларусы — активисты и волонтеры. Конечно, надо быть благодарными Литве, Польше, Латвии, Германии — всем тем, кто приютил нас, дал возможность жить и дышать на свободе, — но нельзя забывать в первую очередь о своих. Чтобы формировать имидж беларусов и Беларуси не как «губернии» или источника угрозы, а как страны со своим языком, культурой — и со своим будущим.
Читайте еще
Избранное