И, повторю, я не уверена в искренности их намерений. Это самая большая проблема — колоссальный кризис доверия.
Турарбекова: «Комиссия по возвращению будто кричит: не вздумайте возвращаться!»
Историк и политолог Роза Турарбекова — о диалоге между режимом и беларусами.
— Надо думать о том, как начинать диалог, но очень сложно отличить искренние намерения от манипуляций, — размышляет Роза Турарбекова на Еврорадио о посылах режима, адресованных демсилам и всем уехавшим беларусам. — Любой конфликт заканчивается переговорами.
У нас есть цель — построение национального беларуского государства. Не уверена, что такая же цель движет той стороной. Во всяком случае до сих пор никакими своими действиями они не давали понять, что именно эта цель для них главная.
Даже если не касаться всех наших негодований по поводу того, какие преступления они совершили, сколько людей погубили уже и сколько губят сейчас, не перевернуть страницу, а просто отодвинуть пока все это и попробовать объективно рассмотреть их какие-то предложения, то для меня важно, разделяем ли мы с ними общую цель построения беларуского независимого государства.
Именно из-за кризиса доверия, по мнению политолога, между режимом и беларуским обществом невозможен социальный контракт.
— Доверие общества к государству буквально разрушено. У нас нет никакого социального контракта. Вообще общественный договор предполагает если не равенство двух сторон, то по крайней мере наличие прав и обязанностей у той и у другой стороны.
Но, простите, как возможен социальный контракт между абьюзером и его жертвой?
Как возможен социальный контракт в условиях, когда по этому контракту одна из сторон продолжает осуществлять насилие?
Если мы говорим о контракте, то он должен заключаться, как именно договор между двумя субъектами. Если мы говорим о чем-то другом, вроде смирения или временного промежуточного такого состояния на условиях насилия, то социальным контрактом я это назвать не могу.
Поэтому даже если оставить в стороне все их преступления, искренность их намерений относительно того, чтобы Беларусь стала независимым национальным государством, под большим вопросом.
Больше скажу, я вообще не уверена, что у них такая ценность имеется. Эту нашу мечту, нашу идею, одну из наших главных ценностей они почти похоронили. В 2022 году было ощущение, что уже вбивают последний гвоздь в крышку гроба.
Ведь даже Лукашенко не национальный диктатор. Он — антинациональный диктатор, потому что ведет Беларусь прямо в лапы Кремля.
В 2020 году он доказал, что между собой и страной выбирает себя. Но сейчас, несмотря на все свое умение гениально отпетлять, он в капкане, который создал себе сам, — отмечает Турарбекова.
Отъезд из страны работоспособных беларусов она называет одной из главных проблем режима, которую тот хотел бы решить при помощи диалога.
— Уехали сотни тысяч людей, самые работоспособные, активные, инициативные, конкурентоспособные.
Хотят ли они вернуться, потому что, как говорят пропагандисты, не прижились за границей? Ну так еще пять лет — и приживутся окончательно.
Вернуться хотят, в первую очередь, те, кто намерен строить в Беларуси будущее. А те, кто вынужден был уезжать от репрессий или потому что разочаровался, не вернутся. Не вернутся и люди с детьми, потому что дети интегрировались уже в другое общество. Я бы не сильно ставила и на молодежь.
Если хотите, чтобы хоть кто-то вернулся, нужно создавать условия. И это как раз будет уже наша задача, тех, кто вернется строить будущую Беларуси. Нам нужно будет сделать все, чтобы эта уехавшая креативная, активная часть беларусов даже если не вернулась, то инвестировала в Беларусь.
И условия для этого должны быть суперблагоприятными, включая, возможно, двойное гражданство, необходимые гарантии для инвестиций, сделанных именно беларусами, т.д.
Но то, что сейчас делается режимом на этом направлении, та же «комиссия по возвращению», на мой взгляд, это антиреклама.
Она будто кричит: не вздумайте возвращаться! Не говоря уже о том, сколько человек были задержаны и посажены по возвращении, — напомнила политолог.
Читайте еще
Избранное