Турарбекова: «До момента, когда Юлию Навальную можно будет сравнивать со Светланой Тихановской, еще очень далеко»
Историк и политолог Роза Турарбекова — о том, что несет убийство Навального для беларусских политзаключенных и будет ли смысл беларусским демсилам выстраивать отношения с Юлией Навальной, которая заявила о продолжении дела своего мужа.
— Ситуация для наших политзаключенных была опасной и до убийства Алексея Навального. Такой она остается и сейчас, — говорит Турарбекова в эфире Еврорадио. — У нас много политзаключенных находится буквально на грани — в тяжелом состоянии здоровья, а некоторых уже довели до смерти.
Но проблема смерти Навального — в том, что если это останется безнаказанным и путинский режим не понесет хоть какой-то ответственности за это, то, боюсь, откроется ящик Пандоры, что может повлечь за собой соблазн применения такого же инструмента.
При этом я надеюсь, что намеренного убийства (беларусских политзаключенных — С.) не произойдет. Несмотря на то, что Лукашенко держит наших знаковых политзаключенных и лидеров в информационной изоляции, мне все же кажется, что они живы.
Это не в его интересах, потому что у него нет аргументов, как у Путина — ядерного оружия (считаю, у него его нет), за ним не стоит стотысячная армия, огромное количество ресурсов. Тягаться и биться не с чем. Понятно, что он старается прятаться за спиной Путина, но, когда доходит до дела, каждый сам за себя.
Если говорить о том, какое наказание может понести режим Путина, то политолог считает, что необходимо хотя бы «воплотить в жизнь санкции, которые уже были приняты», а также ужесточить их и повысить ответственность за их обход.
Также Турарбекова ответила на вопрос, станет ли Юлия Навальная, которая сегодня заявила, что продолжит дело своего убитого мужа, «второй Тихановской», а также стоит ли беларусским демсилам поддерживать с ней связи.
— Даже Навальный не достиг такого успеха, как Тихановская. На президентских выборах он не смог добиться очевидной победы.
Юлия Навальная — мужественная и храбрая женщина, но она пока еще не политик, а жена политика. То есть мы должны вернуться примерно в ту точку, когда Светлана Тихановская только подавала документы в ЦИК. Тогда решился вопрос, что она своим актом превратилась в одночасье в политика.
У Навальной сейчас нет даже шанса сделать заявление на таком уровне. Поэтому до момента, когда ее можно будет сравнивать с Тихановской, еще очень далеко.
Я бы не стала обсуждать такие вещи преждевременно. Мы не знаем, какие именно намерения у Навальной, хочет ли она продолжать дело мужа в качестве политика. Во-вторых, как это воспримет вся остальная оппозиция? Это сегодня все солидарны. А через некоторое время вопрос солидарности может решаться по-другому. Она не Алексей, она другой человек.
Ну и это не результат президентско-выборной компании в России, это результат политического убийства. И самое главное — Юлия Навальная сейчас находится в стрессовой ситуации и принимать решение, чтобы возглавить оппозиционное движение России… Во-первых, такое предложение должно прозвучать от оппозиционного движения.
Что касается контактов Светланы Тихановской с Юлией Навальной в будущем, то политолог отмечает: в день смерти Навального Тихановская встретилась с Навальной, чтобы выразить слова поддержки и соболезнования. Это был эмоциональный момент.
— Но за всей эмоциональностью наступает рациональность. Рациональные вопросы следующие все те же: какова позиция либеральных сил России по беларусскому вопросу? Какое мнение и позиция по этому вопросу будет у Юлии Навальной?
Сейчас, конечно, это выражение сочувствия и понимая того, что мы на одной стороне с точки зрения борьбы с диктатурой. И это одно. Но в дальнейшем выстраивание стратегий с опорой на союз — это может вызвать противоречивые чувства внутри беларусского демократического движения и расколоть его.
Читайте еще
Избранное