Общество

Татьяна Гусева

Туалет за миллион долларов. Что еще осталось после работы Дворника в Гомеле

Чем запомнится местным жителям экс-глава Гомельского облисполкома Владимир Дворник, взлетевший на должность вице-премьера.

Фото Анна Пащенко, «Гомельские Ведомости»

— При Дворнике мы впервые столкнулись с ситуацией, когда в центре города машины важнее людей, — поделился правозащитник Андрей Стрижак. — Слышал, что он был инициатором преобразования улицы Кирова в улицу с круговым движением. Это привело к большому количеству аварий.

Подобное попытались сделать еще с несколькими улицами, но благодаря гражданскому обществу удалось их отстоять. В первую очередь, это касается Пролетарской улицы, которая прилегает к парку.

Во время работы Дворника на посту главы области в Гомеле построили туалет за миллион долларов, который до сих пор не работает из-за проблем с вентиляцией, напоминает собеседник.

— Сейчас строят еще один такой же туалет — симметрично первому, ближе к пешеходному мосту. Это очень спорные строительные проекты, которые стоят очень дорого и вызывают вопросы у горожан.

Вспоминается ремонт крыльца облисполкома, который по смете стоил около миллиона долларов. Когда люди узнали и начали возмущаться, смету урезали, — вспоминает Андрей Стрижак.

«При Дворнике Гомель утратил статус самого зеленого города страны»

Основатель сайта «Сильные новости» Петр Кузнецов в экспресс-комментарии «Салідарнасці» отмечает, что если речь идет о белорусских чиновниках, почти никогда нельзя сказать, чем именно запомнился тот или другой (за исключением, возможно, такой исторической фигуры, как Прокопович), потому что все они одинаково безликие и, чаще всего, безынициативные.

— Тем более это касается председателей облисполкома, потому что обычному человеку вообще непонятно, чем занимаются эти люди. Вот президент принимает декрет о «тунеядцах» — это он сделал и с ним это ассоциируется. А горисполком, например, разрешает уплотнительную застройку или согласовывает вырубку деревьев — это на уровне города делается, следовательно, с руководством города, с  председателем горисполкома ассоциируется. Роль руководителя области же в целом достаточно расплывчата: он не делает никаких конкретных шагов на уровне страны, аналогично — на уровне того места, где конкретно живут люди, то есть в районе или городе.

По словам Петра Кузнецова, экс-глава облисполкома запомнился ему тем, что он — реагировал.

— Ну, или пытался реагировать. В том числе, опять же, на вопросы общества, которые не на его уровне возникали. Например, в свое время его устами во время горячей линии были озвучены планы отдать историческое здание Ветковского музея в Гомельском парке под ресторан. Казалось бы, дело города, но озвучил, почему-то, он. А после возмущения общественности, в первую очередь — в СМИ, это заявление было дезавуировано, музей поныне там.

Другой пример: Дворник озвучивал планы по посадке в Гомеле деревьев, после того, как их практически все вырубили, и город утратил статус самого зеленого в стране. Тоже, казалось бы, проблема горисполкома, но решал почему-то Дворник.

Год длились протесты против работы Гомельской обойной фабрики, которая откровенно загрязняет воздух в Новобелице и, в конце концов, вмешивается Дворник. И подобных примеров я десятки могу назвать, — рассказывает Петр Кузнецов.

По наблюдениям собеседника «Салідарнасці», пока Дворник руководил областью, очень редко где всплывало имя председателя горисполкома, а когда доходило дело до городских проблем, то, по крайней мере, на публике, всегда выступал он.

— Это очень интересный факт, потому что в период его руководства в Гомельской области возникало очень немало достаточно острых проблем на местах, которые выходили, в том числе, и в национальную повестку. За кадром остается, кто их провоцировал — или сам Дворник, используя глав гор и райисполкомов как исполнителей, или они так сами на местах старались. Но он всегда появлялся на виду, когда власти требовалось показать, что проблемы решаются. Что-то есть в этом от президентского стиля управления, наверное...