Кино
Максим ЖБАНКОВ

«Три дня в Одессе» / Ментовские сказки о главном

Ретро — верный материал для хорошего кино. Особенно когда речь идет о драматичных поворотах истории, ломающих судьбы и закаляющих характеры. Плюс горько-сладкая романтизация прошлого, неизбежная всегда, когда мы оглядываемся на былое.

Главная тема качественного ретро — бег времени. Поэтому лучший из ретро-фильмов — «Однажды в Америке» Серджо Леоне — воспоминание матерого мужика о славных временах молодой криминальной шпаны.

Впрочем, в новом российском кино преобладает другой подход: на стенку — Сталина, под юбку — черный ствол. И вперед, на зачистку уголовного элемента! «Три дня в Одессе» Алексея Пиманова — незатейливая игра с банальными знаками прошлого.

Для абсолютного большинства массового российского потребителя место прежнего криминального и сентиментального чтива давно заняли безразмерные телесериалы. Нет, легкие книжки народ читает по-прежнему, но крайне функционально: в метро, поезде, аэропорте — когда наскоро надо убить время.

А вот сериал — другое дело. Особенно отечественный: динамично, лирично, патриотично. И лица все знакомые, свойские. Сериальное мышление — линейный сюжет, одномерные характеры, скоропостижные диалоги и простая картинка — предельно комфортно для потребителя, желающего расслабиться. И весьма опасно для автора, претендующего на что-то большее, чем поточное изготовление народного «смотрилова».

Что и продемонстрировали «Три дня».

Режиссер Пиманов пришел в большое кино с телевидения. И честно показал все, что умеет. Проблема в том, что умеет он не так уж много.

История о том, как сразу после войны в Одессу направляется кремлевский эмиссар для спецоперации против уголовных авторитетов выглядит наброском сюжета для дешевого романчика — мечты усталых командировочных. Кажется, что образование режиссера (он же — сценарист) зависло где-то на уровне милицейских романов советского беллетриста Николая Леонова и сериала «Место встречи изменить нельзя».

Потому что здесь все надумано и фальшиво: в одном купе с посланцем Кремля чисто случайно оказывается матерый бандит (по совместительству — агент НКВД), случайно происходят пляжная встреча московских друзей и лирическое знакомство с племянницей главного бандита.

Параллельно мы наблюдаем за отпускными радостями пары чистеньких москвичей из «кремлевских» и бандитскими страстями одесских уркаганов. А также выясняем личность таинственного злодея Бухгалтера. Все эти кубики держатся вместе лишь благодаря железной воле режиссера и мало что значат сами по себе. Дела идут — но как-то мимо.

Пиманов пытается поправить положение вставными аттракционами, вроде белых брюк, шляпок набекрень и чулков на резинках, появления Леонида Якубовича в образе пляжного фотографа и картинок обучения в спецлагере НКВД женского офицерского контингента (девиц натаскивают на уличный отстрел криминала).

Однако весь этот декор лишь подчеркивает общую убогость основного сюжета. Могла бы помочь одесская фактура — но в фильме ее предельно мало: пара эпизодических фигур, несколько коротких диалогов и поспешно отснятые Оперный театр с Потемкинской лестницей. Я извиняюсь, и это таки вам Одесса?

Однако, бог с ним, сюжетом! Приходилось смотреть фильмы и поглупее. Есть для полноценного кинофильма грех более страшный: неспособность выстроить эффектную картинку с правильным настроением.

Сериальный стиль портит режиссерское зрение: картинка в «Трех днях» строго функциональна и информативна. Это не взволнованное визуальное письмо (чего можно было бы ожидать при таком материале), а сухой милицейский протокол: он сказал, она встала, он выстрелил. От такой строгости устаешь больше, чем от экранного беспредела каких-нибудь «Черепашек-ниндзя». Нет ни одного запоминающегося образа, кино течет монотонно и вяло — при всех кулачных боях и стрельбе! С публикой не флиртуют, не «интересничают» — а без этого сегодня нет успешного массового кино.

«Три дня в Одессе» плохи не потому, что являют миру очередное ретро с криминальным уклоном. Их беда в том, что они сделаны безразличными людьми для непонятной публики.

Фанаты сериалов предпочтут верный «ящик», любители эффектных боевиков скорее клюнут на новый голливудский продукт. Во всем мире подобная незатейливая продукция выходит сразу на DVD, минуя прокат. Но отдать свои кровные за этот «одесский» продукт способен лишь бесконечно наивный человек. Впрочем, таковых у нас хватает.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)