Комментарии

Майкл Макфол, Дэвид Крамер, NBC, перевод друга Салiдарнасцi

Трамп, Помпео и Запад должны объединиться вокруг народа Беларуси – пока не поздно

Когда народ Беларуси нуждается в нас больше всего, мы – демократы и республиканцы у себя дома, демократии во всем мире – не должны отвернуться от них.

Происходящее в Беларуси после выборов одновременно ужасает и вдохновляет.

Фото Игоря Мелешко

Ужасает, потому что бандитские силы безопасности Александра Лукашенко развернули жестокие атаки на протестующих после явно сфальсифицированных выборов.

Вдохновляет, потому что десятки тысяч беларусов возвращаются на улицы ночь за ночью и бастуют на своих рабочих местах, чтобы сказать хватит – они хотят перемен после 26 лет авторитарного, коррумпированного и некомпетентного правления Лукашенко.

Официальные подсчеты утверждают, что он победил, набрав около 80 процентов голосов, но нет никаких сомнений в том, что Лукашенко украл эти выборы, как он это делал и раньше.

Лукашенко совершенно не справился с пандемией коронавируса, и в экономике царит беспорядок. Огромная явка на предвыборные митинги Светланы Тихановской, главной соперницы Лукашенко, отразила растущее недовольство его режимом. А предварительное размещение спецподразделений для ареста протестантов еще до завершения голосования предполагает, что он знал, что он не сможет выиграть свободные и честные выборы.

Ситуация в Беларуси напряженная и неопределенная. Режим может потерять контроль над властью, как это случилось в ходе других демократических прорывов в Сербии в 2000 г., Грузии в 2003 г. и Украине в 2004 г. Совсем недавно сфальсифицированные президентские выборы в Малави в середине 2019 года вызвали массовые народные восстания, результаты были аннулированы, а повторные выборы в 2020 году привели к власти кандидата от оппозиции. Похожая история может развернуться и в Беларуси.

Или Лукашенко может вместо этого ввести драконовское военное положение, арестовать еще больше людей, помимо примерно 6700 уже задержанных, и спровоцировать новое кровопролитие. Похоже, он уже строит планы на этот сценарий.

Или может вмешаться президент России Владимир Путин. В случае роста демонстраций и увеличения давления в пользу ухода Лукашенко у Путина может возникнуть соблазн предложить военную помощь, как он сделал, поддерживая Башара Асада в Сирии в 2015 году, или, что еще хуже, вторгнуться в Беларусь, как он это сделал в Крыму и на востоке Украины в 2014 году.

Путин и Лукашенко десятилетиями поддерживали напряженные, нестабильные отношения, и Путин может попытаться использовать уязвимое положение Лукашенко сейчас. Успешное демократическое движение в стране с общей культурой и историей представляет собой угрозу авторитарной системе Путина.

Запад не должен ждать, пока реализуется один из этих вариантов. Примеры опасных моментов тупика между демократами и диктаторами в прошлом показывают, что первые действия Запада могут сыграть положительную роль в предотвращении кровопролития и привести обе стороны к мирному и демократическому исходу.

В понедельник госсекретарь США Майк Помпео выступил с решительным заявлением, в котором назвал выборы несвободными и несправедливыми. Он также справедливо призвал белорусское правительство «уважать права всех белорусов на участие в мирных собраниях, воздерживаться от применения силы и освободить незаконно задержанных».

Но таких заявлений недостаточно. Беларусь находится в кризисе и требует не слов, а действий от самого высокого уровня Госдепартамента.

Во-первых, Помпео должен координировать свои действия с Европейским союзом, чтобы немедленно восстановить санкции против Лукашенко и всего его правительства – кража результатов выборов, избиение и арест протестующих должны иметь последствия.

Работая вместе, ЕС и США также должны потребовать немедленного освобождения всех задержанных. Если насилие и аресты продолжатся, они должны дать понять, что эти санкции распространятся на 100 ведущих правительственных лидеров Беларуси, а также на критически важные предприятия, особенно в военно-промышленном комплексе.

Прецедентов много. И США, и ЕС ввели санкции в отношении Беларуси после фальсификации выборов и последующего насилия в 2006 и 2010 годах. Но США сняли большую часть своих санкций, а ЕС все санкции в 2016 году в наивной надежде, что Лукашенко и Запад каким-то образом смогут вернуться к дружеским отношениям.

Помпео даже побывал в Беларуси в этом году, став самым высокопоставленным чиновником США, встречавшимся с Лукашенко за последние десятилетия. Официальные лица в США и Европе должны признать, что «нормальные» отношения с Минском невозможны, пока у власти находится Лукашенко – мастер натравливания России и Запада друг на друга.

Западные лидеры, как в частном порядке, так и публично, должны предупредить Путина, что любое вмешательство российских войск – открыто или тайно – будет иметь серьезные последствия, включая более жесткие санкции, чем те, которые были введены за вторжение Путина в Украину.

Помпео и его европейские коллеги должны добровольно выступить посредниками при заключении переходного пакта между режимом Лукашенко и лидерами оппозиции. Помпео должен назначить высокопоставленного члена Конгресса в сопровождении одного или двух коллег из Европы для поездки в Минск, чтобы помочь положить конец насилию против протестующих и способствовать мирному, согласованному переходу от авторитарного правления.

Даже если Лукашенко откажется участвовать, другие члены его режима должны понять, что такой процесс сейчас – единственный способ избежать еще более жестоких революционных изменений – возможно, усугубленных военным вмешательством России.

США и ЕС также должны увеличить помощь белорусскому гражданскому обществу, в том числе гуманитарные фонды для тех, кто был избит и заключен в тюрьму, а также других лиц, вынужденных бежать из страны, помочь поддерживать поток информации внутри и за пределами Беларуси и заручиться поддержкой западных неправительственных организаций, работающих там.

Наконец, все мы на Западе – президенты, премьер-министры, парламенты, лидеры гражданского общества и СМИ – не должны терять интереса к этому кризису. Мы должны продолжать концентрировать наше внимание на событиях, разворачивающихся в Беларуси, и следить за тем, чтобы демонстранты, борющиеся за свободу, знали, на какой стороне баррикады мы стоим.

Более двух десятилетий Беларусь была списана со счетов как последняя диктатура Европы. (На самом деле их две, вторая - это путинская Россия.) Но белорусы, которым надоел Лукашенко, не отказались от борьбы за демократию. Когда они нуждаются в нас больше всего, мы – демократы и республиканцы вместе и демократии во всем мире - не должны отвернуться от них.

Майкл Макфол (Michael McFaul) – директор Института международных исследований Фримена Спогли при Стэнфордском университете. Он является автором книги «От холодной войны к горячему миру: американский посол в путинской России». Он работал специальным помощником президента в Совете национальной безопасности и послом США в России в администрации Обамы.

Дэвид Крамер (David J. Kramer) – директор отдела европейских и евразийских исследований и старший научный сотрудник Программы Вацлава Гавела по правам человека и дипломатии Школы международных и общественных отношений Стивена Дж. Грина Международного университета Флориды. Ранее он работал помощником государственного секретаря по вопросам демократии, прав человека и труда в администрации Джорджа Буша.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(30)