«Только не говори папе». Почему в Беларуси страшно делать каминг-аут
Несколько лет назад в коридоре центра гигиены и эпидемиологии я услышала разговор за дверью. Сотрудница по телефону рассказывала, как она вынудила сделать аборт ВИЧ-инфицированную, мол, не надо, чтобы она портила статистику.
Этот подслушанный монолог всплыл в памяти после прошедшей на днях премьеры фильма Влады Сеньковой «II», когда кто-то из зрителей спросил, не потеряла ли актуальность проблема ВИЧ-инфекции в Беларуси.
Молодежная драма с первых минут погружает зрителя в атмосферу школы, где учитель всегда прав, педагоги не видят личных границ учеников, а класс превращается в стаю – старшеклассники травят парня, которого подозревают в гомосексуальности. Показательно, что учителя не в курсе (или делают вид, что не знают?), что происходит. Но стоит им заметить на дискотеке целующуюся парочку, педагоги включают контролеров: «Родителям позвоню».
«Прокаженных» в классе становится на одного больше, когда выясняется, что у одного из учащихся положительный тест на ВИЧ.
Больше тридцати лет прошло с тех пор, как мир облетели снимки принцессы Дианы, пожимающей руку ВИЧ-инфицированному пациенту. В цивилизованном мире ВИЧ давно перестал быть приговором. Папа Римский Франциск ездит по миру, посещает клиники и благословляет ВИЧ-инфицированных, в том числе беременных женщин и заключенных.
В Беларуси тема стигмы и дискриминации ВИЧ-позитивных на высшем уровне замалчивается, словно ее не существует. Как воспринимают людей с ВИЧ в обществе? Вы сами как отреагируете, если узнаете, что в классе с вашим ребенком учится ВИЧ-инфицированный? Реакция героев фильма «II» – школьников и их родителей – это точное попадание в болевую точку нашего общества.
Чтобы стать в нем изгоем, не обязательно иметь диагноз ВИЧ. Ты можешь быть гомосексуалом, больным туберкулезом или просто не таким, как все. Зная, что тебя осудят, не примут, заклеймят, ты вряд ли рискнешь сделать каминг-аут.
Фильм Влады Сеньковой – о нас. О родителях, которые оплачивают репетиторов и мечтают, чтобы дети поступили в Польшу и жили лучше, чем они. О детях, которые молчат о том, что их травят в школе, и не могут поделиться с родителями самым сокровенным. Об учителях, озабоченных написанием учебных планов, сбором денег на нужды школы и не видящих личностей в своих учениках. И как жалко выглядят попытки заставить 11-классницу проявить уважение к педагогу: «Встань, я сказала, перед тобой завуч стоит!»
Финальная сцена заставила меня плакать. Кино «II» – это тест на то, как мы откликаемся на чужую боль и несправедливость. Я хотела бы обсудить фильм с 16-летней дочкой, пережившей буллинг и расставание с молодым человеком после вмешательства администрации школы. С ее подругой, которую дразнили трансвеститом и забрасывали грязью (в буквальном смысле) за смелую стрижку и яркий цвет волос. И с мамой, которая много лет преподавала в школе и знает, как проявляется стигматизация в подростковом коллективе.
Чтобы побороть ее, нужно увидеть и признать, что с нами не так. Почему мы молчим, когда нас унижают, почему не принимаем инаковость в других, и почему страшно признаться людям в том, что у тебя ВИЧ или ты гей. И после вынужденного каминг-аута маме ты просишь: «Только не говори папе».
Спецпроект — «Обратная сторона медали» — основан на личном опыте учеников, студентов, преподавателей, родителей, и расскажет, что скрыто от посторонних глаз за стенами детских садов, школ, техникумов и вузов. Читайте на страницах gazetaby.com.
Читайте еще
Избранное