Тихановская: «Лукашенко на поводке у Путина. Но смотреть на Беларусь только через призму РФ — в корне неправильно»

Лидер беларусских демсил — о том, что можно сделать для освобождения политзаключенных, и о жизни людей в стране, которая напоминает ГУЛАГ.

— Мы очень рады, что Яшин, Кара-Мурза и Эван вышли, но хотели понять, почему там не было ни одного беларуса, хотя среди демократических стран, наших союзников тема беларусских политзаключенных тоже на повестке дня, — рассказала Светлана Тихановская в интервью Константину Эггерту на DW. — Как нам объяснили, мы не были частью переговоров, вообще не были вовлечены.

Фото пресс-службы Светланы Тихановской

Это объясняется тем, что это была сугубо сделка между спецслужбами России и США. И многие правительства других стран не были включены и не знали об этом.

Поэтому это не то, что разочарование. Это больно. Но это открыло нам возможность исследовать новое направление.

Тут же начались дискуссии, что можно сделать. Есть ли у нас а-ля беларусские шпионы, которых можно обменять на политзаключенных. На что Лукашенко готов обменять наших родных и близких из тюрем.

Мы будем исследовать это направление, потому что кроме давления на режим, мы, конечно, используем возможности и исследуем разные треки: bad guys или страны, которые все еще общаются с Лукашенко, чтобы на него надавить, поговорить, чтобы отпустили людей хотя бы из так называемого гуманитарного списка. Это люди, которые умирают, с тяжелыми болезнями.

По мнению Тихановской, Лукашенко держится за политзаключенных, считает, что даже отпустив одного, пятерых, он потеряет свое лицо диктатора.

— Он не хочет идти даже на эти уступки, обусловленные гуманитарными побуждениями, и тут нужен комплексный подход, и это делается только через давление. Уговорить невозможно, призвать к гуманизму невозможно. Недавно были выпущены 18 человек, и за эту же неделю 72 задержали. Это последний оплот его легитимности в своих глазах.

На вопрос, согласна ли она с тем, что режим Лукашенко рухнет тогда, когда рухнет режим Путина, Тихановская отметила:

— Конечно, они связаны, конечно, они союзники. Лукашенко на поводке у Путина. Но смотреть на Беларусь только через призму России — это в корне неправильно. Конечно, слабый Путин означает слабого Лукашенко.

Но если все время думать о Беларуси, оглядываясь, а что там в России, что скажет Путин, это не приведет нас никуда.

Россия огромная, разношерстная, Беларусь более компактная, и большинство беларусов за перемены. Это консолидированное общество, которое против Лукашенко и за изменения в Беларуси.

Начинать разваливать всю эту диктаторскую империю нужно, по моему мнению, именно с Беларуси.

Объясняя журналисту, почему в Беларуси ничего не происходит, если все готовы к переменам, Тихановская заявила:

— Для того, чтобы это понять, надо жить и находиться в стране, которая напоминает сейчас ГУЛАГ. Репрессии достигли такого уровня, что за любое слово, за общение на беларусскай мове, за антивоенную позицию ты просто уходишь в места не столь отдаленные на много-много лет. Это не год и не два.

И это все делается напоказ, чтобы застрашить остальных. То есть человек прокомментировал что-то — «я против войны», спел украинскую песню, задонатил 5 евро украинской армии — вот тебе 5 лет тюрьмы. Это все транслируется по телевизору, и нарративы антизападные, пророссийские пропаганда выдает огромными порциями.

Я очень хочу верить, что у беларусов уже есть антирежимная вакцина, что они не поддадутся массовым вбросам пропаганды. Несмотря на все ограничения, есть доступ к альтернативным медиа. И конечно, тут надо очень мощно противостоять пропаганде, работать с молодежью.

Тихановская полагает, что за четыре года в Беларуси не произошло падение интереса к альтернативным медиа.

— Люди изощряются — два гаджета, один дома, с которого они читают новости, другой рабочий, с которым тебя остановят и там ничего не обнаружат. Кажется, от этого можно очень быстро устать, жить такой жизнью в постоянном напряжении, но люди это делают.

И сейчас не задача, насколько я это вижу, выходить на улицы, чтобы у нас увеличилось количество политзаключенных, потому что ты ничего не можешь сделать против до зубов вооруженного ОМОНа, и режим только укрепляет свою систему, но готовиться к тому моменту, когда возникнет окно возможностей…

Скорее всего, это будет связано с победой Украины, что априори означает ослабление Путина и Лукашенко.

Очень важно, чтобы беларусы понимали, что они не оставлены один на один со своей бедой, что у нас есть мощные демократические союзники, которые отреагируют гораздо быстрее и мощнее, чем было в 2020 году, — полагает Светлана Тихановская.

По мнению лидера демсил, большинство беларусов придерживается мирного перехода власти и считают, что нельзя торговать людьми — санкции в обмен на людей.

— Потому что это уже проходили не раз. Это такой замкнутый круг. Режим продает, берет что ему надо, набирает новых политзаключенных, а у демократического общества больше козырей нет в руках.