Комментарии
Андрей Стрижак, gomelcivil.org

Терроризм и нелегальная миграция как фактор для привлечения ресурсов в белорусскую экономику

В этой статье сознательно не будет затрагиваться вопрос взрыва в минском метро 11 апреля 2011-го года, потому что теракт, всколыхнувший все белорусское общество, никоим образом не был связан с нелегальной миграцией.

Однако, слово «терроризм» плотно вошло в наш обиход именно после апреля 2011-го и фактор «взрыва в метро» нужно учитывать при попытках разобраться в событиях, которые последовали за ним.

Как получилось так, что еще вчера Беларусь была «хрустальным сосудом» спокойствия, а уже сегодня силовые структуры усердно рапортуют про взрывы, предположительно совершенные группировками, переправляющими в нашу страну нелегальных мигрантов. Вряд ли удастся ответить на этот вопрос в рамках статейного формата, но попытаться проследить причины и следствия «взрывной» активности наших силовиков мы можем.

Итак, 19 апреля в гомельском привокзальном магазине «Вёсны» (магазин из разряда тех, где любят отовариваться выпивохи и дачники) взрывается неустановленное устройство. Свидетели говорят, что это было похоже на петарду, но уже через несколько дней среди СМИ распространяется пресс-релиз в котором говорится о том, что «Уголовное дело по признакам преступления, состав которого предусмотрен ч. 1 ст. 290 УК (угроза актом терроризма) возбуждено управлением КГБ Беларуси по Гомельской области.

Основанием для возбуждения уголовного дела явился факт приведения в действие 19 апреля 2012 года в 13.58 самодельного устройства для осуществления действий террористической направленности в торговом зале одного из магазинов в центральной части Гомеля».

По информации пресс-группы, полученные оперативные данные, а также элементы самодельного устройства, стали основанием для отработки версии о «разборках» между организаторами каналов нелегальной миграции из числа иностранных граждан, прибывающих под видом обучения в вузах Гомеля. Также была получена информация об активизации деятельности «менеджеров», прибывших в Гомель для организации поступления в вузы значительного числа учащихся из Сирии, Йемена, Пакистана и Нигерии. Отдельные элементы устройства, обнаруженные на месте совершения преступления, не производились в Беларуси и указывают на их иностранное происхождение.

Сложно представить каким образом привокзальная «забегаловка» могла стать ареной для такой сложной схемы разборок «менеджеров» и еще большую путаницу в дело вносит сообщение о том, что именно 19-го апреля должны были пройти совместные антитеррористические учения КГБ, МЧС и МВД. Однако, именно в этом сообщении впервые говорится о неких группах иностранных граждан, которые нелегально проникают в Беларусь. Пока КГБ говорит о нелегальной миграции только в Беларусь.

25 апреля в Кобрине от взрыва гранаты погибают два местных жителя, отец и сын. Один из погибших (отец) привлекался ранее к уголовной ответственности по ст.186 «Угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества» УК Беларуси, а сын длительное время находился в северокавказском регионе РФ и на момент взрыва недавно вернулся в Кобрин.

УКГБ по Брестской области 30-го апреля заводит уголовное дело по статье 289 УК Беларуси «Терроризм». Следствие отрабатывает версии о возможной причастности погибших к организации нелегального сбыта средств поражения, возможно в интересах конкретных заказчиков из числа нелегальных мигрантов.

И снова мы видим упоминание о нелегальных мигрантах рядом с взрывом и информацией о заведении уголовного дела по статье «терроризм».

Параллельно с этими событиями, Александр Лукашенко меняет свою тональность в риторике об охране совместной границы с ЕС (ранее говорилось о намерении перебросить часть сил на обеспечение охраны южной границы, на время проведения чемпионата Евро-2012 в Украине и Польше). Теперь он говорит о том, что в связи с участившимися попытками прорыва нелегалов через границу, охрану западных рубежей следует усилить за счет милиции и граждан (дружинников? – Прим.авт. ). А также, поручает председателю Государственного пограничного комитета Игорю Рачковскому просить у ЕС деньги на охрану границы.

15-го мая генерал-майор Рачковский встречается с исполнительным директором европейского пограничного агентства «Фронтекс» Ильккой Лайтиненом. Последний утверждает, что проблем с восточной границей у ЕС нет и что основная масса (до 90%) нелегалов пытается проникнуть в ЕС через границу с Турцией.

Из ответа еврочиновника можно сделать вывод, что ЕС не принял во внимание «взрывные» сигналы, ставшие реалиями повседневной белорусской жизни.

Десять дней спустя «Белорусские новости» сообщают о том, что 24-го мая при попытке террористической атаки на отделение милиции в г. Жлобине был задержан мужчина в маске с надписями на арабском языке.

28 мая газета «Гомельская правда» публикует материал о том, что молодой человек в маске с надписью на арабском языке, после задержания назвавший себя «смертником», бросил в здание подразделения по борьбе с организованной преступностью бутылку с «коктейлем Молотова» и попытался привести в действие взрывное устройство мощностью 5 кг в тротиловом эквиваленте.

Согласно плану злоумышленника пожар должен был отвлечь внимание милиционеров. Однако зажигательная смесь не воспламенилась. Привести в действие бомбу ему помешали сотрудники правоохранительных органов. Полученные в ходе следствия первичные данные указывают на наличие связей гражданина с организованной преступной группой, которая переправляла граждан Афганистана в одну из европейских стран.

В этом сообщении уже напрямую говорится о том, что преступные действия жлобинского «шахида» связаны с активностью нелегальных мигрантов, которые стремятся пересечь западную границу Беларуси и усугубить проблемы Европейского Союза.

Сложно сказать, является ли логическая цепочка о возможной странной взаимосвязи действий наших властей на международной арене и всех этих взрывов, плодом моего больного воображения, или Беларусь действительно стали наводнять агрессивные нелегальные мигранты, но я не одинок в своих рассуждениях. Вот и известный журналист Анджей Почобут в своем комментарии телеканалу Белсат также говорит о странности жлобинского теракта: «Насколько понимаю – гражданин Беларуси надел маску с надписью на арабском языке и пытался взорвать местный РОВД ... Довольно странная ситуация. Здесь возможен банальный криминальный теракт, как недавно было в Украине. Но настораживает тот факт, что в последнее время Беларусь перестала быть оазисом спокойствия. КГБ часто заводит дела о терроризме – и именно в южной части страны».

В любом случае, теперь нам всем придется быть более внимательными. Если взрывы это и правда дело рук нелегальных мигрантов, то, выходит, что надо опасаться людей с другим цветом кожи и говорящих на других языках. А от таких выводов недалеко и до роста ксенофобских настроений в обществе и преступлений на почве расовой ненависти.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)