Комментарии
Дмитрий Растаев, «Белгазета»

«Теперь региональным акулам пера достаточно время от времени выдавать передовицы типа: а не пора ли Михаилу, к примеру, Сидоровичу сходить на экскурсию? И всем все понятно»

В Китае построено много храмов Ман-Мо — в честь двух даосских божеств: бога литературы Мана и бога войны Мо. Бога Мо считают своим покровителем полицейские и чиновники, у бога Мана ищут защиты писатели и журналисты. Считается, что талисманы, продающиеся в этих храмах, чиновников уберегают от взяток, а журналистов — от чрезмерной цензуры.

«Чушь какая-то!» — воскликнет иной европеец, для которого прописка под одной крышей столь разноплановых божеств имеет не больше логики, чем слияние под одним флагом Greenpeace и китобойной флотилии. Что ж, европейцы всегда отличались поверхностным взглядом на вещи…

Теокосмический синкретизм Поднебесной по достоинству могут оценить лишь жители Синеокой, которым хорошо известно, какими каузальными узами связаны представители первой и четвертой власти. Правда, к китайскому варианту у нас есть своя небольшая поправка: а на кой нам вкладывать трансцендентные ресурсы аж в два божества, когда с легкой душой можно обойтись и одним — и для чиновников, и для журналистов, и для прочих свидетелей Его?

Начнем с журналистов. На прошлой неделе, на совещании о задачах по решению наиболее актуальных вопросов социально-экономического развития Беларуси в 2010г., президент заявил о необходимости пересмотреть работу госСМИ. Особое внимание он обратил на работу СМИ в регионах, отметив, что региональные медиа не должны заниматься восхвалением местной власти, и, если есть факты для критики, не замалчивать их, как бы это ни звучало нелицеприятно для местной власти.

Слова президента слегка озадачили пишущую братию, причем не только в регионах. Как следует понимать эти слова — как руководство к действию или как фигуру речи, в искусстве которых нашему президенту нет равных? Если это руководство, то нельзя ли дополнить его практическими рекомендациями, а именно: с какого боку подходить к критике местной власти тем региональным СМИ, учредителем которых эта же местная власть и является? А тому, кто сам себе учредитель, нельзя ли разъяснить, как критиковать местную власть, не выходя при этом за рамки двух хитровыписанных законов — «О СМИ» и «Об информации»? Да и потом, если региональной прессе не следует заниматься восхвалением местной власти и замалчивать факты для критики, то должна ли так же поступать и центральная пресса по отношению к власти верховной? Вопросы, вопросы…

Впрочем, все это мелочи, технические моменты. Главное, что показало заявление президента, — он хорошо понимает взаимосвязь Мана и Мо в белорусской проекции: чем свободнее пресса критикует действующую власть, тем меньше у этой власти остается соблазна действовать «по понятиям». Чтобы чиновников уберечь от взяток, журналистов следует оградить от цензуры со стороны этих самых чиновников. Правда, есть на планете места, где такой алгоритм работает и без вмешательства верховных сущностей, но это, согласитесь, скучно, это, видит Мо, не в наших теологических традициях.

Правда, надежд на то, что сразу после критики президента региональные СМИ кинутся разоблачать чиновничьи шахер-махеры, мало. Поэтому запасной вариант у высших сил Беларуси тоже имеется. Выступая на конференции по актуальным вопросам борьбы с коррупционными преступлениями, генпрокурор Григорий Василевич заявил, что борьбе с коррупцией в Беларуси не хватает гласности. В свете этого главный обвинитель страны предложил оригинальную профилактическую концепцию: «Экскурсии по местам лишения свободы, организованные для руководителей ведомств, наиболее подверженных коррупционным рискам, могут помочь в борьбе с этим видом правонарушений».

Теперь региональным акулам пера не нужно, рискуя нервами и благополучием своих изданий, продираясь сквозь дебри законов «О СМИ» и «Об информации», проталкивать в печать скрупулезные журналистские изыскания о приключениях тех или иных чиновников. Достаточно время от времени выдавать передовицы типа: а не пора ли Михаилу, к примеру, Сидоровичу сходить на экскурсию, а Виктору, предположим, Владимировичу так и вообще в круиз съездить? И всем все понятно, и все довольны, и Ман, и Мо. И жизнь наша стала еще самобытней, еще увлекательней. Хотя куда уж…

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)