Политика
Андрей Федоров, naviny.by

Таможенный союз раздвигает границы «вселенной»

Обозреватели состязаются в иронии, комментируя оглашенные лидерами постсоветской «тройки» вселенские планы евразийской интеграции.

Сначала Александр Лукашенко 21 октября на встрече с руководителями средств массовой информации СНГ заявил, что «на шахматной доске геополитики в самое ближайшее время Евразийский экономический союз и Европейский союз станут примерно равновеликими партнерами». Через несколько дней фактически о том же заговорили его коллеги.

Замах на планетарный масштаб

В конце минувшей недели в Минске состоялись заседания Высшего Евразийского экономического совета и Совета глав государств СНГ, которые в государственных СМИ заранее окрестили «мероприятиями планетарного масштаба».

Поначалу это воспринималось как стандартная гипербола, характерная для придворных журналистов. Но сделанные на первом из упомянутых мероприятий ошеломляющие заявления президентов Казахстана и России и впрямь поразили масштабом замыслов.

Напомним, сначала Нурсултан Назарбаев сообщил, что «уже многие говорят, что, например, Сирия хочет вступить. Премьер-министр Турции Эрдоган обратился ко мне: нельзя ли Турцию принять в Таможенный союз?».

В ответ Владимир Путин поведал, что с инициативой создания зоны свободной торговли с Таможенным союзом (ТС) и Единым экономическим пространством (ЕЭП) к нему обращались представители руководства Индии.

На фоне таких глобальных перспектив даже ушло в тень принятое на совете решение о поддержке желания Армении и Кыргызстана присоединиться к евразийскому интеграционному проекту, для чего намечено в кратчайшие сроки подготовить дорожную карту.

Наиболее впечатляюще выглядит, разумеется, перспектива принятия Сирии. Помнится, полтора десятилетия назад аналогичные замыслы — присоединить Сербию к белорусско-российскому Союзному государству — вынашивал Слободан Милошевич, находившийся в ситуации, весьма схожей с той, в которой ныне находится Башар Асад

Впрочем, в случае с ТС положение представляется еще более интригующим, если вспомнить, что Анкара с Дамаском — в далеко не лучших отношениях. Также трудно представить, каким образом предполагается урегулировать существующие уже почти столетие весьма принципиальные армяно-турецкие разногласия в случае вхождения в ТС обеих стран.

Не менее интересным является вопрос, почему Турции, которая состоит с Евросоюзом в гораздо более тесных отношениях, чем Украина, готовы разрешить то, что категорически отметается для последней. Москва, как известно, ставит Киев перед жестким выбором: или ассоциация с ЕС, или ТС.

Наконец, СМИ привели слова турецких дипломатов о том, что переговоры по вступлению в ТС велись с Анкарой год назад, но на данный момент потеряли актуальность. Согласно этим источникам, официально Турцию в ТС никто не позвал и эта тема в последнее время не обсуждалась

Даже Лукашенко и Назарбаев будут упираться

Но самое главное, не очень ясно, что вообще привлекает третьи страны в ТС, поскольку в процессе его трансформации в Евразийский экономический союз выявилось немало серьезных проблем.

Кстати, активнее всех критиковал ход евразийской интеграции Назарбаев, заявивший, что от участия в ТС Астана пока имеет больше минусов, чем плюсов: усложняются условия взаимной торговли, используются нетарифные технические барьеры, завышенные санитарные нормы, слишком жесткие меры по сертификации, квотирование.

Кроме того, казахстанский лидер напрямую обвинил российских членов Евразийской экономической комиссии в том, что они «принимают участие в заседаниях правительства России, получают соответствующие установки, хотя согласно нашему договору все ее члены не подотчетны никакому из наших правительств…».

Александр Лукашенко тоже отметил, что, несмотря на проведенную работу, количество изъятий и ограничений не уменьшилось, а по некоторым направлениям даже возросло.

Так что для того, чтобы коллеги все же подтвердили намерение подписать в мае следующего года договор о создании Евразийского экономического союза, Путину пришлось согласиться с критикой. В итоге была достигнута договоренность «двигаться к тому, чтобы полностью ликвидировать действующие изъятия и ограничения из общего режима Таможенного союза и Единого экономического пространства», отметил Путин.

Формулировка, впрочем, достаточно расплывчатая. Вдобавок российский президент предупредил, что принятие этих мер потребует определенного времени, и намекнул на желательность встречных уступок.

По сути, Москва оставляет за собой возможность растягивать этот процесс на неопределенный срок и оказывать давление на партнеров в случае их несговорчивости.

Правда, те вряд ли настолько наивны, чтобы безоговорочно верить, что Россия создавала ТС и ЕЭП для пользы Беларуси и Казахстана. Достаточно вспомнить ироничный комментарий Назарбаева к упомянутой инициативе касательно Турции: «Это помогло бы раз и навсегда пресечь слухи о том, что под видом Таможенного союза идет возрождение Советского Союза».

Тем самым он вольно или невольно подчеркнул, что кремлевский план — установление российского доминирования над бывшими советскими республиками — является секретом Полишинеля.

Можно быть уверенным, что Александр Лукашенко также не согласен ставить под угрозу свои властные полномочия, к чему неизбежно должно привести осуществление замыслов России. Можно вспомнить, что ранее президенты Беларуси и Казахстана единодушно отвергли инициативы представителей Москвы относительно создания общего парламента и введения единой валюты, поскольку вполне обоснованно увидели в этом прямую угрозу для себя.

Поэтому складывается впечатление, что в обозримом будущем Кремлю едва ли удастся осуществить реальную интеграцию на постсоветском пространстве в своем варианте. На вовлечение же других солидных игроков Москва не пойдет, так как тогда под сомнением окажется удовлетворение имперских амбиций.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)