Общество
Марина Загорская, Сергей Шапран

Тайна «черных экспертов»

В списке номинантов на престижную Нобелевскую премию по литературе оказались сразу два представителя Беларуси: народный поэт Рыгор Бородулин и писательница Светлана Алексиевич. Выдвинутая ксендзом Владиславом Завальнюком кандидатура Рыгора Бородулина представлена Нобелевскому комитету Союзом белорусских писателей. Кто и когда выдвигал Светлану Алексиевич — тайна за семью печатями. Получая в Стокгольме регистрационное свидетельство для оргкомитета по выдвижению Бородулина, один из редакторов английской версии сборника «Ксты» Юрий Стулов случайно узнал о том, что фамилия писательницы также значится в списке номинантов.

По завещанию Альфреда Нобеля, премия по литературе присуждается "за создание идеалистического по содержанию и высокохудожественного произведения". Как считают белорусские критики, книга Рыгора Бородулина «Ксты» полностью отвечает этим требованиям. Между тем во время кулуарных бесед о том, кто же из белорусских литераторов достоин выдвижения на престижную премию, назывались три кандидатуры: Рыгор Бородулин, Светлана Алексиевич и Алесь Рязанов. По мнению председателя Союза белорусских писателей Алеся Пашкевича, «каждый из них талантлив и достоин, так что нужно было выдвигать сразу троих». «Но мы рассматривали только одну кандидатуру — Рыгора Бородулина. И не было других версий. Это точно. Я сам вел заседание», — подтвердил Алесь Пашкевич.

— На мой взгляд, поэта, равного Рыгору Бородулину по таланту, национальному духу и мастерству в Беларуси сейчас нет. Рыгор настолько глубоко национальный, что переводить его произведения на другие языки очень сложно, — сказал «Салідарнасці» поэт Геннадий Буравкин.  — Это общая беда белорусской литературы — она малоизвестна широкому читателю в мире.

В этом смысле из трех кулуарных кандидатур имя Светланы Алексиевич — самое известное. Она пишет на русском. Ее произведения часто издаются за рубежом. Она дружит со многими литераторами и издателями во всем мире. К одной из последних книг писательницы написал послесловие ставший Нобелевским лауреатом по литературе в 1998 году португальский писатель Жозе Сарамаго. А по правилам Нобелевского комитета лауреаты премии тоже обладают правом выдвигать номинантов. К тому же недавно стало известно, что Светлана Алексиевич на два года собирается уехать в… Швецию.

Мы позвонили самой писательнице и задали вопрос о том, как ее фамилия попала в список номинантов. Светлана Алексиевич не скрывала своего удивления: «А я и не в курсе».  

— Это, конечно, азартно для профессионала — получить Нобелевскую премию, — сказала «Салідарнасці” Светлана Алексиевич. — Но когда в 2002 году, кажется, шведский ПЕН-клуб выдвинул меня на Нобелевскую премию по литературе (надо сказать, что это достаточно закрытая информация, но она каким-то образом просочилась в европейскую печать) первое, о чем я подумала, прочитав об этом в шведских и французских газетах, что эту премию должен был бы получить Василь Быков. У меня и по сей день такое же отношение к этому. И если Нобелевскую премию получит Рыгор Бородулин, которого люблю, буду только рада.

У меня уже 17 международных премий, но практически всегда я узнавала об их присуждении после того, как факт свершался. Например, когда мне присудили одну американскую премию, до меня дозвонились из Кельна, чтобы взять интервью. И вот мы разговариваем, а я никак не могу понять, о чем речь. Девушка спрашивает: «А как вы относитесь?…» — «К чему?». Тогда-то и узнаю об этой премии. «Впервые от вас слышу», — говорю. «Как?!» — кричит она… Это, конечно, приятно, когда из десятков людей во всем мира выбирают одного, причем в случае с американской премией ее впервые получил выходец из бывшего Советского Союза. Но это такая игра!

Рыгор Бородулин относится к собственному выдвижению на Нобелевскую премию философски. «Это как гадание», — сказал он и подчеркнул, что главное не имя номинанта, а то, чтобы мир открыл для себя Беларусь.

Будет ли уже в этом году у нашей страны хоть один собственный Нобелевский лауреат по литературе, станет известно только осенью. В конце февраля Нобелевский комитет «закрывает» список номинантов. Из нескольких сотен претендентов академики выберут только двадцать. Из них — пять. И только потом «черные эксперты» (никто не знает, кто они и как проходит сама процедура) тайно проголосуют за единую кандидатуру.

Кстати, заявление о выдвижении конкретного номинанта подается только один раз, но на всю жизнь.

— Претендент на получение премии выбывает из банка данных Нобелевского комитета только тогда, когда он сам снимает свою кандидатуру или умирает. Посмертно премия не выдается. Удостоенный премии в прошлом году английский драматург Гаральд Пинтер ждал своего «звездного» часа двадцать пять лет, — говорит секретарь оргкомитета по выдвижению Рыгора Бородулина на Нобелевскую премию, составитель и редактор его книги "Ксты" Алла Соколовская.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)