Беседка

Светлана Светличная: «Мой брак с мужчиной на 19 лет моложе был ошибкой. Мне кажется, этот человек меня загипнотизировал»

40 лет назад одна из красивейших советских актрис снялась в комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». В интервью Светлана Светличная рассказала, как Андрей Миронов спас ей жизнь, что получила в подарок за работу моделью и кого из молодых актрис считает наиболее интересной.

— Мама вас с детства в артистки готовила?

— С пеленок! В молодости она сама мечтала стать актрисой, но замужество помешало. Появился на свет мой брат, за ним — я... Мама, еще будучи беременной, говорила отцу: «Если родится девочка, назовем Светланой. Представляешь, как красиво будет звучать: артистка Светлана Светличная?».

— У вас украинская фамилия.

— Мой папа из села Мирного Сумской области. Я когда-то ездила на его родину, там очень много Светличных, а женщины похожи, словно сестры: все светлорусые (я тоже русая, но крашусь в блондинку), скуластые, голубоглазые, только у них в отличие от меня очень хорошие волосы. Я тоже не лысая, но всегда хотела иметь шикарную косу в руку толщиной! (Смеется)

Папа был военным, и я родилась в Армении, в Ленинакане. Но все равно чувствую себя украинкой.

— Вместе с вами на курсе учились Андрон Кончаловский, Галина Польских, Валерий Носик. Кто был явным лидером?

— Помню, на втором курсе Михаил Ильич Ромм завел в аудиторию парня и девушку и сказал: «Знакомьтесь, товарищи, это Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко. Они будут с вами учиться».

Володя мне сразу понравился, но я почему-то думала, что у них с Жанной романтические отношения. Когда узнала, что Жанна живет со своим молодым человеком, у меня камень с души свалился! Доходили слухи, что Ивашову я тоже нравлюсь, но почему-то не верилось: он был популярен, за ним многие девчонки бегали...

— Когда же вы поверили?

— Во время одного спектакля. Это в кино я играла в основном эпизодические роли, а Михаил Ильич доверял мне главные: и Катюшу Маслову, и Анну Каренину... Ивашов, как правило, играл героев. Были сцены с объятиями, поцелуями.

И вот один раз он меня поцеловал, и я почувствовала, что это не по роли, а по жизни. А через некоторое время Володя сказал: «Светка, мне кажется, я тебя люблю!»

Я так обрадовалась! Побежала звонить маме: «Ма-а-ама, я скоро выйду замуж!». — «За кого?». — «Смотрите «Балладу о солдате»! За Алешу Скворцова!». — «Тогда ждем вас домой — на самогон и котлеты».

Володю все приняли: и мои родные, и друзья. Свадьбу сыграли в Мелитополе: этот город выбрали мама с папой после папиной отставки. Москвичи, Володины родственники, были просто поражены размахом свадьбы и тем, что на юге Украины есть буквально все: и сало, и мясо, и фрукты... Мелитополь показался им сказочным городом изобилия.

«Я ПЕРЕБРАЛА ШАМПАНСКОГО, ПОШЛА ПЛАВАТЬ И ЧУТЬ НЕ УТОНУЛА. МИРОНОВ МЕНЯ СПАС — ВЫТАЩИЛ ИЗ ВОДЫ»

— И после этого изобилия вы перебрались в коммуналку...

— В 18-метровую комнату в коммуналке! (Смеется). Там жили Володины мама с папой, брат и младшая сестра.

— Господи! Как же вы там помещались?

— На ночь ставили стол на попа и стелили себе на полу. Сестра спала за шкафом на сундуке, а мы ложились втроем: я, потом Володя, потом Юрка, его брат. С милым, как говорится, и в шалаше рай.

Когда учились на третьем курсе, на свет появился наш старший сын Алешка — в честь Алеши Скворцова назвали. К тому времени нам дали двухкомнатную квартиру на Ленинском проспекте.

— Повезло!

— После «Баллады о солдате» Володя стал интересен иностранным журналистам. Куда-то надо было их приводить, вот и выделили Ивашову пристойное жилье, чтобы на Западе не узнали, в каких условиях живет подающий большие надежды советский артист.

— Вы ревновали друг друга?

— Если ревность и была, муж ее не выказывал. Я же сразу реагировала, могла броситься, как кошка, и поцарапать лицо! Хотя до сих пор не знаю, было ли у Володи что-то с кем-то, кроме меня. Но подозрения иногда возникали.

А насчет отношения мужа ко мне... Я могла сказать Володе: «Ты знаешь, мне надо влюбиться в Славу Тихонова, чтобы хорошо сыграть Габи в «Семнадцати мгновениях». И он относился к этому с пониманием, разделял кино и реальную жизнь. Даже не возражал против сцены соблазнения в «Бриллиантовой руке».

— Доводилось читать, что на съемках этой знаменитой картины Андрей Миронов не давал вам прохода, в результате возник роман...

— Это все неправда! Может, он и не давал бы прохода (Андрюха действительно влюбчивый был), если бы у меня была большая роль. А поскольку один съемочный день в павильоне и два в Анапе, где уж тут роману разгореться? Хотя повод для сплетен был.

Мы с группой решили отметить окончание съемок. Я тогда любила шампанское, перебрала, пошла плавать вместе в Андреем и чуть не утонула, так стало плохо. Миронов меня спас — вытащил из воды. Я его благодарила, целовала...

Поверь, кроме вот тех поцелуев, ничего у нас не было. Мы встретились, расстались — и все. В Андрюхе было бесконечно много обаяния, но я вернулась домой и подумала: «Да не нужен мне никакой Миронов, у меня муж-красавец!».

Помню, в 1995 году в Доме кино чествовали Григория Наумовича Чухрая. В приглашении было написано, что для мужчин вход только во фраках, а у Володи его не было — только хороший темный костюм. Муж сам сделал бабочку, надел ослепительно белую рубашку, и мы отправились на вечер. При параде были все: Олег Табаков, тот же Чухрай, но у меня возникло чувство, будто во фраке только один Володя, остальные — неизвестно в чем.

Нас сфотографировали для какого-то журнала. Я увидела этот снимок с подписью: «Владимир Ивашов и Светлана Светличная — самая красивая пара отечественного кинематографа» и впервые поняла: так и есть. Это было за 20 дней до ухода Володи в мир иной...

«ЧТОБЫ ПРОКОРМИТЬСЯ, Я МЫЛА ПОЛЫ У СОСЕДА — НОВОГО РУССКОГО»

— Не секрет, что после того как вы вместе оставили Театр киноактера, ваш муж вынужден был тяжело работать на стройке...

— Из-за жуткой бедности мы вынуждены были на это согласиться. Сначала Володя был представителем строительной фирмы, но она развалилась. Тогда он пошел строить ангары, склады... Он выезжал из дома в резиновых сапогах, вязаной шапке, телогрейке, но его все равно узнавали, удивлялись...

Муж очень страдал от своей невостребованности, оттого, что не может прокормить семью. Поэтому и пошатнулось его здоровье.

Я всячески старалась Володе помочь, не сидела без дела. Одна сердобольная женщина предложила обувью торговать: брать у нее три-четыре пары канадских туфель и продавать с рук. Почти каждый день я моталась с коробками в транспортное агентство, где работали в основном женщины.

— Значит, то, что вы мыли полы, — неправда?

— Почему же? Правда. Только это было уже после ухода Володи. В нашем доме купил квартиру бизнесмен из Барнаула. Он и попросил меня следить за его жильем, убирать. Вернее, я сама его попросила...

— И не сочли такую работу унизительной для заслуженной артистки?

— Деточка, никто даже не думал о том, унизительно это или нет. И мне, и моему младшему сыну Олежке надо было что-то кушать, во что-то одеваться. Все почему-то думают, что жизнь должна состоять из радости, богатства, а я пришла к другому выводу: мы посланы сюда для испытаний: и физических, и моральных.

— Вскоре после смерти мужа вы пережили еще один удар — потеряли младшего сына...

— Я не говорю слово «смерть», я говорю: «уход». Людей забирают в иной мир, но связь с ними все равно остается. Матери теряли своих ребят на войне, в Афганистане, однако продолжали жить. Рядом ведь не ляжешь...

Знаешь, мне даже неизвестно, как ушел Олег, ему ведь было только 33. Не хочу расследовать это, потому что сына все равно не верну. А тот человек, который, возможно, причастен, будет отвечать, уходя из нашего мира. Я в это очень верю.

Олежка был талантливым мальчиком, но так сложилось, что отец рано ушел из жизни, и ему пришлось тяжело. Сын начал торговать на рынке, о таланте своем забыл. Потом ему вся эта коммерция надоела — купил за 300 или 400 долларов дом в деревне на Волге, переехал туда. Очень любил природу! Отец постоянно брал его и старшего брата на охоту, у всех было по ружью.

Один раз меня тоже взяли — на утиную охоту, но мне жутко не понравилось: курить нельзя, дышать нельзя, разговаривать нельзя... Что это такое?! Я взмолилась: «Отвезите меня домой, пожалуйста». Не могу понять, что за страсть такая...

Олежку забрали на небеса, потому что миссия у него была совсем другая — не в деревне жить, а выступать на сцене. У него был потрясающий голос, в нем сидел артист, но сын стеснялся сказать нам о своем заветном желании. Когда Олег был маленьким, я разрешила снять его в роли царевича в фильме «Когда звонят колокола», и то лишь в отсутствие Володи. Муж был против, на все предложения отвечал: «Нет, нет, нет!». Хотел для своих детей лучшей судьбы.

«НЕ ХОТЕЛОСЬ, ЧТОБЫ ГОВОРИЛИ: «У СВЕТЛИЧНОЙ ЛЮБОВНИК». «ВТОРОЙ МУЖ» ЗВУЧИТ ГОРАЗДО ЛУЧШЕ»

— Ваш брак с мужчиной, который на 19 лет моложе, был ошибкой?

— Конечно! По-моему, Сергей Сокольский меня загипнотизировал. Раз за разом спрашивал: «Любишь меня?». Я отвечала: «Да, люблю». — «В глаза, в глаза мне смотри...»

Это, как у цыган: они ловят твой зрачок, а затем внушают что хотят. Подкупило еще и то, что Сергей прекрасно играл на гитаре и посвящал мне потрясающие стихи. Оказалось, у него цыганские корни.

Увидев родственников своего второго мужа, я подумала: «Какие-то они странные. Такое впечатление, что должны жить не в городе, а где-нибудь на природе, на подводах». Не могу объяснить, что на меня нашло, ведь сама — сама! — предложила: «Женись на мне». Не хотелось, чтобы говорили: «У Светличной любовник». «Второй муж» звучит гораздо лучше.

Я его приодела, мне было приятно покупать ему пиджаки, ботинки. Вот такие мы, бабы, дуры! Даже сейчас поражаюсь, как решилась на этот брак, но молодец, что быстро разобралась.

Через месяц мы расстались, и вот уже 10 лет я его не видела. Ни случайно, ни намеренно. Я Сергея красиво проводила, без крика, без шума: все вещи выстирала, погладила, упаковала... Это был не мой человек.

Кстати, старший сын с невесткой изначально были против моего второго брака, а младший сказал: «Если тебе так будет лучше, выходи замуж». Олежка понимал, как я устала от одиночества. Все было на мне, даже переезд с Ленинского проспекта в квартиру возле Битцевского парка. Тяжело в России быть вдовой, причем еще не старой...

— Может, не все потеряно? Каким должен быть мужчина, чтобы вас зацепить?

— Мне нравятся разные мужчины: и пожилые, и молодые. Я понимаю, что молодые — это уже табу, но все равно думаю: «Какой же красивый! И сейчас, и в старости будет».

Обожаю томность, загадочность, независимость и талант. Могу влюбиться даже в крокодила, лишь бы ему были присущи эти качества! (Смеется)

Но потом говорю себе: «Светка, все. Поезд ушел» — и об этом человеке больше не вспоминаю. Сейчас любовь поменялась — стала недолговечной. А я знаю себя: если влюбляюсь, отдаю все! Поэтому лучше буду фантазировать: «Ах, если бы...», чем страдать в реальной жизни.

— А сами-то заставили страдать даже Юрия Гагарина!

— Да, и не только его: в те времена я многим нравилась. Гагарин дружил с Первым секретарем украинского комсомола Юрием Ельченко, а я вместе с Ельченко попала в состав делегации, которая должна была лететь в Чили. И вот во время обеда, когда все друг с другом знакомились, Юра Гагарин сказал Ельченко: «Как я лечу, так мне страшных девиц подсовывают, а ты вон каких красавиц берешь! Оставайся, а мы со Светкой полетим!»

Потом, когда мы вернулись, нас отправили в один из домов отдыха ЦК комсомола. И Гагарин тоже поехал. Мы играли в баскетбол, волейбол, прекрасно проводили время. Если бы я не была замужем за Ивашовым, пожалуй, влюбилась бы в Гагарина! (Смеется).

— А в Тихонова?

— Все меня спрашивают: «У вас было что-то со Штирлицем или нет?». Я говорю: «Это тайна, никто не узнает...»

А вообще, нас приучили, что разведчику не полагается заводить романы». Пусть теперь каждый думает как хочет: было или не было...

Если бы Юлиан Семенов согласился, написал мне еще несколько слов, в которых моя героиня жалуется, признается, как ей нравится Штирлиц, это, на мой взгляд, была бы очень хорошая, уместная деталь картины. Увы, не суждено — Габи в той сцене только плачет. Кстати, Володя меня в этой роли очень любил.

«КАКОЙ ДУРАК ЛЯПНУЛ, ЧТО Я СЕКС-СИМВОЛ?»

— Однако зрителям больше всего запомнилась Анна Сергеевна в халатике с перламутровыми пуговицами.

— Будто я нигде, кроме «Бриллиантовой руки», не снималась! Не люблю эту свою героиню, но не могу не признать, что «Бриллиантовая рука» и «Кавказская пленница» с Наташей Варлей — лучшие фильмы Леонида Гайдая.

Я по сей день благодарна Юрию Никулину: если бы не он, не было бы того успеха, и Анна Сергеевна была бы другой. Юрий Владимирович располагал к себе, был очень добрым, отзывчивым и никогда не тянул одеяло на себя. Танец Анны Сергеевны, все ее ужимки мы с Никулиным придумали даже без участия Гайдая! Просто пришли и готовое ему показали.

— Я слышала, что ваш эпизод спас Леонид Брежнев...

— Чистая правда! Сцену соблазнения хотел вырезать председатель Гостелерадио Сергей Лапин, и только благодаря вмешательству Леонида Ильича я работала не впустую. Тогда говорили, что он посмотрел картину у себя на даче и распорядился: «Ничего не трогать!»

А сейчас я узнала, что Брежнев якобы был влюблен в Светличную. Но, поверь, никакого особого отношения или покровительства с его стороны я не ощущала. Обо всем узнаю не вовремя! Вот и о том, что меня хотел снять знаменитый Лукино Висконти, услышала лишь пару лет назад...

— Зато Рената Литвинова сняла. Как вам с ней работалось?

— Когда после более чем 20-летнего простоя Рената дала мне роль в фильме «Богиня», я была на седьмом небе! Кстати, сыграть маму-призрака она предлагала и Кире Муратовой, с которой дружит, и Нонне Мордюковой, а обратиться ко мне ей посоветовал известный кинорежиссер Рустам Хамдамов. Он сказал: «Тут сможет сыграть только Светличная». Мы с Ренатой встретились, и она сразу повела меня в костюмерную.

Литвинова очень творческая, оригинальная, непредсказуемая. И из-за этого я на нее даже обиделась, правда, ненадолго. После одной сцены, трагической, мне в павильоне зааплодировали. Естественно, я очень хотела увидеть этот эпизод в фильме, однако Рената его не вставила. Потом показалось, что меня плохо сняли, и я задала вопрос, после которого она уж точно меня больше не позовет: «Почему я такая страшная?». Она смутилась: «Что вы, что вы...». Но картина получилась.

Молодежь меня обожает в этой роли, я себя — не очень. Можно было сделать и краше. Как молодой, но уже довольно известный стилист Руслан Татьянин, который сделал из моих скудных волос потрясающую прическу, сшил мне великолепное голубое платье под цвет глаз, стильные черные перчатки и провел фотосессию...

— ...под названием «Настоящая красота».

— Да, хотя я никогда, никогда не считала себя красавицей! Какой дурак ляпнул, что я секс-символ?

Во мне очень много шарма, а красота — понятие нестойкое, нестабильное. Сегодня у нее одни каноны, завтра — другие. Я просто вписалась в свое время, я девушка XX века, и то не советская.

Недавно мне предложили почитать один сценарий. Героиня — актриса на пенсии, но все еще жаждет любви, поэтому щеголяет в платьях с голой спиной и чуть ли не с голой задницей. Я сразу отрезала: «Это не ко мне». Ни к чему мне позориться.

А вот в показах мод участвую. Меня и Ирина Сохина приглашала, и какой-то американский модельер, уже не помню фамилии. Подиум был длиннющий, я на нем и прыгала, и танцевала, в общем, устроила настоящий спектакль! (Смеется)

Никто не верил, что мне за 60! Мне и деньги заплатили, и мобильный телефон подарили за работу моделью.

«ПРИ РОСТЕ 166 САНТИМЕТРОВ Я ВЕШУ 55-56 КИЛОГРАММОВ»

— Вы в прекрасной форме. Небось, каждое утро делаете зарядку?

— Ой, не каждое, к сожалению! Был период, когда ежедневно делала пробежку в Битцевском парке. А потом у нас появился маньяк, и я перестала бегать. Зачем искать беду себе на голову?

При росте 166 сантиметров я вешу 55-56 килограммов. Чтобы быть в форме, во многом себе отказываю. После шести вечера стараюсь съесть только яблоко, не ужинаю вообще. Не курю уже два года и не пью. Но от мяса не отказываюсь: это белок, который ничем не заменишь. А двигаюсь так: включаю дома музыку и танцую, кручусь перед зеркалом. На меня любуется моя кошка, пристально так смотрит...

-- Какой самый необычный комплимент Вам делали?

— «Вам никто не говорил, что вы похожи на Светлану Светличную?».

— Я слышала, вам назначили стипендию Гильдии киноактеров России.

— Да, Гильдия всем помогает, и это существенное подспорье. Еще от Никиты Михалкова помощь идет — ее 100-120 актеров получают. Кто две тысячи, кто три, кто пять. И мне уже год платят. Плюс пенсия. Поэтому уже не так огорчаюсь, когда рвутся колготки, и предложения сняться в кино поступают все реже... Что поделаешь: пришло время молодых актрис.

— Кого из них вы считаете наиболее интересной?

— Чулпан Хаматову. Очень интересная девочка, причем не только в кино, но и в театре, и даже на коньках. Она может все! Глядя на таких творческих людей, я заряжаюсь энергией и перестаю думать о том, что жизнь идет под занавес. Даже добрые предзнаменования бывают. Вот сегодня ночью, к примеру, пожар приснился. Говорят, к любви.

 

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)