Политика
Александр Класковский, Naviny.by

Сумеет ли Лукашенко монетизировать дружбу с Эрдоганом?

Белорусские власти боятся отпускать отечественный бизнес в свободное плавание. Потому турки нас и обставляют.

Вот и турецкий президент, подобно белорусскому коллеге, заговорил круглыми цифрами.

«Думаю, что за короткий срок мы сможем поднять товарооборот до миллиарда долларов, и это не так сложно», — заявил прилетевший 11 ноября в Минск Реджеп Тайип Эрдоган на встрече с Александром Лукашенко в узком составе.

Лукашенко во время зарубежных вояжей тоже не мелочится, любит мерить перспективы миллиардами, но на деле белорусская внешняя торговля в последнее время по большинству азимутов падает.

Фото пресс-службы президента Турции

Для кого прогресс, а для кого и регресс

Товарооборот между Беларусью и Турцией в предыдущие три года тоже падал, однако в нынешнем году пошел небольшой рост. Лукашенко на переговорах с Эрдоганом не преминул этот тренд отметить и слегка гиперболизировать, заявив, что в торгово-экономических отношениях «динамика положительная и существует хороший прогресс».

Лезем в скучные таблицы. По данным Государственного таможенного комитета, за январь — август товарооборот с Турцией увеличился на 38,6 млн долларов. Не слишком впечатляет. Вдобавок — внимание! — прогресс обеспечен тем, что на 25,9%, до 438,6 млн, вырос импорт. Экспорт же в Турцию, напротив, сократился почти вдвое и составил только 53,1 млн долларов.

Как видим, турки нам продают все больше, а мы им — все меньше, сальдо ушло в колоссальный минус. Так что для кого прогресс, а для кого и регресс.

С кем власти обещали торговать на миллиард долларов, и что из этого вышло

Да, миллиард долларов товарооборота на белорусско-турецком направлении — отнюдь не маниловщина. Но вопрос, в чью пользу будет счет.

Турция обозначает влияние

Конечно, не все измеряется деньгами. Визиту придало пафоса участие Эрдогана вместе с Лукашенко в открытии Соборной мечети. Высокий турецкий гость совершил там пятничный намаз.

«Сегодня Турция превращается в серьезную региональную державу с имперскими амбициями», — отметил в интервью для Naviny.by эксперт минского аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич. По его словам, для Эрдогана поездка в Беларусь на открытие мусульманского храма — это символическое распространение сферы турецкого влияния.

В свою очередь, как подчеркнул в комментарии для Naviny.by минский аналитик-международник Андрей Федоров, и для белорусского руководителя соображения пиара в этом случае не на последнем месте: «Турция — солидный партнер, страна с 80-миллионным населением, член НАТО».

Здесь стоит подчеркнуть, что Анкара приложила руку к сооружению мечети. Вообще-то ее ни шатко ни валко строили аж с 2004 года (а первый камень заложили и вовсе в 1997-м), одно время объект заморозили из-за безденежья, в конце концов подсобило финансированием управление религиозными делами Турции. В общем, не скажешь, что Эрдоган прилетел на готовенькое.

Кроме всего прочего, этим визитом он, по мнению Карбалевича, отблагодарил белорусского коллегу за участие в стамбульском саммите Организации исламского сотрудничества (ОИС) в апреле, когда еще бушевал конфликт между Москвой и Анкарой по поводу сбитого российского бомбардировщика.

Прилет Лукашенко, лидера отнюдь не мусульманской страны, которая к тому же является союзницей России, на саммит ОИС, в гости к демонизированному Москвой Эрдогану, был, по словам Карбалевича, демонстративным.

Белорусская дипломатия пожинает лавры

Действительно, когда белорусский президент сегодня сказал высокому гостю, что «наши дружба и отношения прошли испытание временем», это были не просто банальные слова.

На всем протяжении дипломатической войны между Москвой и Анкарой Минск упорно держался нейтральной линии. В декабре прошлого года Лукашенко, выступая на конференции в Ашхабаде (где был тогда и Эрдоган), назвал Турцию дружественной, что прозвучало вызовом Москве и кое-кому там сильно не понравилось. Минск не поддержал российские санкции против Турции, не включился в пропагандистскую войну.

В общем, белорусская дипломатия в период обострения российско-турецких отношений «проявила дальновидность», отмечает Федоров.

Минск полностью солидаризировался с Анкарой

Стоит добавить, что в июле, когда Эрдоган быстро и жестоко подавил путч, официальный Минск с особой экспрессией осудил «предательскую атаку на народ и законно избранную власть» Турции. В Анкаре это тоже отметили, поблагодарили.

Сегодня тема нашла продолжение. Как сообщают официальные источники, в совместном с Эрдоганом коммюнике Лукашенко самым решительным образом осудил попытку военного переворота в Турции и высказал слова поддержки избранному демократическим путем правительству.

Давно замечено, что разного рода мятежи, майданы, цветные революции и прочие покушения на любую власть, даже самую деспотичную, действительно сильно затрагивают душевные струны бессменного белорусского лидера. Так что в осуждении турецких путчистов он наверняка предельно искренен.

Наш бизнес завидует турецкому

Вопрос в том, удастся ли сейчас белорусскому руководству, озабоченному проблемами экспорта и привлечением инвестиций, монетизировать моральные дивиденды, заработанные на верности дружественным отношениям с Анкарой в годину суровых испытаний.

Эрдоган привез с собой две сотни предпринимателей, пообещал на переговорах «стимулировать приход турецких бизнесменов на белорусский рынок, расширять инвестиционные контакты». В Минске 11 ноября проходит совместный бизнес-форум.

Карбалевич не ожидает от мероприятия прорыва в плане турецких инвестиций: «Подобных форумов было много, и в Беларуси, и за рубежом, но толку никакого. В Беларуси плохой инвестиционный климат».

Не прогнозирует собеседник и прорыва белорусского экспорта в Турцию. «Нечего особо продавать», — говорит Карбалевич, имея в виду низкую конкурентоспособность многих видов отечественной продукции.

Сопредседатель белорусско-турецкого делового совета Дмитрий Дичковский признал на бизнес-форуме: «Нам немного сложнее, потому что Турция больше и у них давным-давно развивается рыночная экономика. Они лучше «плавают» в бизнесе, а мы только начинаем «плавать».

Я бы добавил, что белорусские власти явно боятся отпускать отечественный бизнес в свободное плавание. Потому турки нас и обставляют.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)