«Похоже, Суарес был прекрасным антикризисным менеджером»
Как в Испании меняли Конституцию. Рассказывает историк Тамара Эйдельман.
20 ноября 1975 года в Испании сменилась эпоха — умер «каудильо» — генералиссимус Франко, который с 1939 года, с момента победы в гражданской войне, держал власть в своих руках.
Франко пришел к власти, победив в жестокой и кровавой войне, и в первые годы обрушил ужасающий террор на своих противников. Единственной политической партией в стране была признана крайне консервативная и националистическая Фаланга, а карикатурой на парламент стал «Совет национального движения» — руководящий орган Фаланги.
Чего у Франко нельзя отнять — это умения держать нос по ветру — он довольно рано сообразил, что Гитлер может и не выиграть войну — и стал создавать некое подобие демократических институтов, явно с оглядкой на мнение стран антигитлеровской коалиции. В 1942 году торжественно открылись кортесы — испанский парламент — хотя толку от этого не было никакого.
Во-первых, часть депутатов Франко просто назначал сам и оставлял за собой право отозвать любого из них, а остальных выбирали представители различных корпораций и созданных государством организаций. К тому же кортесы ничего не решали — министров назначал сам каудильо, он же решал и вопросы бюджета.
Были еще референдумы, где могли голосовать только главы семейств старше 21 года и замужние женщины старше 25 лет. Референдум проводили дважды — один раз в 1947 году, когда решено было возродить монархию. Пожизненным «регентом» при будущем короле был все тот же Франко, впрочем, кандидатуру короля он утвердил только через много лет.
Второй раз в 1966-м, когда якобы были ограничены полномочия Франко (на самом деле нет) и введен пост премьер-министра, который занял… ну вы догадались кто…
Адольфо Суарес
И вот Франко умер… Через полгода после этого адвокат Адольфо Суарес сформировал по поручению короля новое правительство и сразу же заявил, что будет проводить реформы. Был подготовлен закон о политической реформе, по которому должны были быть созданы совершенно новые кортесы, избранные в соответствии с демократической процедурой. А эти кортесы уже должны были разработать новую конституцию. Проблема была в том, что этот закон должны были утвердить старые, франкистские кортесы, которым таким образом предстояло уничтожить самих себя.
И тут в первый (но далеко не последний раз) проявилась политическая гибкость и мудрость Суареса. На кого-то он давил, намекая, что можно ведь и свои должности потерять, кого-то подкупал, обещая помочь с избранием в новый парламент. В общем, кортесы проголосовали за то, чтобы в будущем все было по-другому. Кстати, не исключаю, что там действительно были люди, которые, подобно Суаресу, понимали необходимость перемен.
Еще через месяц был проведен демократический референдум по утверждению нового законопроекта. Государственная пропаганда в поддержку закона была огромной, но в стране безусловно, были тысячи и тысячи людей, которых не надо было долго звать. Почти 78% избирателей явились на избирательные участки и 97% проголосовали за.
1 апреля 1977 года было распущено «Национальное движение» — пресловутая Фаланга. А 15 июня 1977 года состоялись выборы — нормальные, человеческие выборы — с всеобщим тайным голосованием.
Ситуация была бурная — где-то взрывались бомбы, где-то проходили демонстрации, кого-то не внесли в списки избирателей, но все-таки это были действительно свободные выборы. Большинство получила созданная Суаресом умеренная партия Союз демократического центра, на втором месте оказались социалисты, крайне левые и крайне правые получили намного меньше голосов.
Дальше ситуация в Испании еще много раз менялась — будет еще попытка военного переворота, которая к счастью не удалась во многом благодаря твердой позиции короля Хуана-Карлоса. Будет еще много разных выборов, политическая обстановка будет меняться — леветь, праветь, Суареса будут обвинять ( резонно) в том, что он не может справиться с экономическими проблемами, но дело было сделано — в Испании появился демократический парламент, главной задачей которого было разработать новую конституцию.
К концу 1978 года она была готова — и утверждена на референдуме. В начале 1979 года прошли выборы в новые кортесы уже на основании новой конституции.
Вот так это было. В 1981 году король присвоил Суаресу титул герцога и сделал его грандом Испании. Это, впрочем, не помогло ему дальше удержаться в политике — судя по всему он был прекрасным «кризисным менеджером», необходимым для переходного периода, а вот дальше обошлись без него. В 1991 году Суарес заявил, что уходит из политики — и ушел, чтобы ухаживать за заболевшей раком женой.
В общем, когда нынешняя пандемия закончится на самом деле, а не на словах, и можно будет снова путешествовать, — те, кто прилетят в Мадрид в аэропорт, который носит имя Адольфо Суареса, — вспомните, что это был человек, который смог спокойно, последовательно, законно привести свою страну к новой конституции и к новой, свободной жизни.
Бывает и так…
Читайте еще
Избранное