Политика

Суд над Владимиром Некляевым. День второй

6 мая на процессе над экс-кандидатами в президенты Владимиром Некляевым и Виталием Рымашевским, а также Андреем Дмитриевым, Александром Федутой, Сергеем Возняком и Настей Полаженко лидер «Говори правду!» заявил, что готов один нести ответственность за все события 19 декабря. Завершился второй день процесса госпитализацией Александра Федуты.

Их обвиняют по ч.1 ст.342 (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них). Сергей Возняк также является обвиняемым по ч.1 ст.342 и ч.1 ст.401 (заведомо ложное показание). Наказание по ч.1 ст.342 предусматривает до трёх лет лишения свободы.

16.55. Прибывшие врачи «скорой помощи», приняли решение о госпитализации Федуты.

Как сообщил журналистам глава избирательного штаба Некляева Андрей Дмитриев, «за Федутой только что приехала карета скорой помощи и госпитализировала его».

Судья Жанна Жуковская объявила перерыв в связи с болезнью Федуты до 10 утра 10 мая.

15.50. Некляев заявляет, что массовые беспорядки на площади Независимости 19 декабря 2010 г. не были спровоцированы кем-либо из кандидатов в президенты. Некляев подчеркнул, что изначально массовая акция задумывалась исключительно мирной. Применение силы рассматривалось кандидатами только как самый крайний вариант, при условии, что результаты выборов окажутся сфальсифицированными, по мнению его самого, других кандидатов и независимых мониторинговых компаний.

– Но в сложившихся условиях лично у меня не было другого выхода, кроме как прийти на площадь. Мы уже знали о нарушениях, и я намеревался провести митинг, на котором вынесли бы резолюцию с требованием провести другие, справедливые выборы. В уголовном деле нет никаких данных о том, что я планировал что-то другое, – сказал он

15.45. Активисту избирательного штаба экс-кандидата в президенты Владимира Некляева Александру Федуте стало плохо в ходе судебного процесса. В связи с этим судья Жанна Жуковская объявила перерыв в слушаниях на 15 минут.

Федута пояснил суду, что страдает гипертонией и только что принял лекарство. Он сообщил, что ему необходимо на некоторое время покинуть зал суда или вообще уйти домой.

Сейчас А.Федута находится в зале суда, на скамье с другими обвиняемыми по делу. Его самочувствие несколько улучшилось.

15.35. Владимир Некляев заявляет, что готов один нести ответственность за все события в день президентских выборов в Минске, сообщает interfax.by.

– Я понимал в начале процесса, что будет длительный и массовый судебный процесс, и я сразу сказал: давайте я возьму всю вину за всех на себя. Но власти нужны долгие и массовые судебные процессы, – сказал он.

Обвинения, выдвинутые против него, Некляев назвал «юридической фантастикой».

– Это слова про Некляева о том, что он мог бы делать, или где бы он мог быть. Это все говорится про какого-то другого человека, – подчеркнул Некляев.

– Мы случайно оказались в этом зале – вы – как судья, я – как обвиняемый. Мы–- единое общество, которое пытаются разорвать, – сказал он, обращаясь к суду.

Некляев отверг обвинения в том, что в офисе кампании «Говори правду» было найдено оружие, и этот факт присутствует в фильме Первого национального канала «Железом по стеклу».

– Где это оружие, почему оно не предъявлено в материалах дела? Все потому, что по 342 статье, по которой я прохожу сейчас, никакое оружие не нужно, – сказал он.

Некляев добавил, что подвергся избиениям и получил сотрясение мозга не в результате того, что проявил агрессию по отношению к сотрудникам правоохранительных органов, а потому, что те, якобы, имели на это особые указания.

– Я только защищался, – подчеркнул он.

– Мне предъявлены очень шаткие обвинения, многие положения их надуманы, – сказал Некляев. В данной связи он отметил, что проведение выборов с нарушениями было целиком прогнозируемым, а, следовательно, «люди имели право протестовать».

– Факт фальсификации результатов выборов 2010 года признан не только ОБСЕ, но и самой белорусской властью, – заметил Некляев. Он напомнил выступление А.Лукашенко на пресс-конференции в Киеве, где глава белорусского государства заявил, что на самом деле за него проголосовало около 90% избирателей.

Некляев напомнил, что в ходе сбора подписей за него и других кандидатов проголосовало около 1 млн человек.

– Так куда делись эти голоса, где эти люди? У нас мор в стране или они выехали за границу? – спросил он.

Судья Жуковская прервала выступление Некляева, заявив, что рассуждения о результатах выборов не относятся к сути предъявленного обвинения, и попросила обвиняемого говорить по существу. Однако Некляев продолжает говорить о результатах голосования, утверждая, что эти данные имеют прямое отношение к его мотивам принять участие в массовой акции.

15.10. Владимир Некляев заявил, что будет просить явиться в суд для дачи показаний президента Лукашенко и главу МВД Кулешова. «Я хочу узнать, кто отдавал приказы и кто это сделал», – сказал Некляев.

В частности, Некляев пояснил, что «на площади действовали сотрудники правоохранительных органов, которых возглавлял министр внутренних дел Анатолий Кулешов». По мнению Некляева, «следует установить его (Кулешова) роль в этих событиях, в том числе – в избиениях участников массовой акции».

Некляев добавил, что «глава МВД действовал по приказу и с ведома действующего главы государства. Таким образом, следствие должно установить, в чем заключались указания Лукашенко».

Некляев подчеркнул, что намерен представить суду соответствующие ходатайства.

14.50. Анастасия Полаженко заявила, что у кандидатов в президенты не было возможности организовать массовое шествие 19 декабря к Дому правительства, сообщает interfax.by.

– Мне странно слышать заявления о том, что это кандидаты вывели людей на проспект. Кандидаты находились на ступенях Дворца профсоюзов, когда колонна вышла на проспект Независимости. Они физически не могли, как это отмечается в обвинении, вывести людей на проспект, – сказала Полаженко.

Обвиняемая подтвердила, что агитировала молодых людей прийти на Октябрьскую площадь вечером 19 декабря и признала, что предоставляла некоторым из них – жителям других регионов Беларуси – возможность остановиться в той квартире, которую она снимала в Минске. Она сообщила, что приобретала спальные мешки, однако не для ночлега участников массовой акции, а для своих друзей, которые часто навещали ее, но не имели возможности нормально устроиться на ночлег в квартире из-за отсутствия достаточного количества спальных мест.

Ранее Полаженко сообщила суду, что не признает обвинений в свой адрес.

Кроме того, Полаженко подчеркнула, что даже если бы кандидаты в президенты не призывали людей выйти на Октябрьскую площадь, «люди бы все равно туда пришли».

14.02 – 14.25. Процесс возобновился. Начался допрос Полаженко.

Она начала следующим образом: «Мне очень досадно, что мы все здесь должны терять время». При этом отказалась от возможности высказаться в свободной форме и попросила прокурора задавать вопросы, сообщает "Наша Ніва".

Прокурор спросил о деятельности в «Молодого фронта». О деятельности организации Настя говорить отказалась.

Полаженко прокурору: «Сегодня все меньше надо объяснять людям, зачем нужно было выходить на Площадь. Я просто делилась со знакомыми своими взглядами».

Прокурора заинтересовали лица, которые приезжали в Минск накануне выборов. Полаженко отказалась называть их фамилии.

12.34. Объявлен перерыв до 14.00.

Во второй половине дня будут слушать показания Анастасии Полаженко и Владимира Некляева.

11.34.—12.11. Федута спросил Рымашевского, зачем на площади была нужна звукоусилительная аппаратура. Экс-кандидат ответил: для организации порядка.

Начался допрос Андрея Дмитриева.

Он сразу частично признал вину. Также признает, что не подчинялся требованиям милиции и призвал людей выйти на Площадь, сообщает «Наша Ніва».

Дмитриев повторил тезис о том, что необходимо разделять деятельность кампании «Говори правду!» и штаба Некляева.

— Нас нельзя судить за то, что мы подготовили несколько сценариев развития событий на Площади. Это то же, что судить родителей, которые отправляют ребенка в лагерь и дают ему с собой лекарства на случай несчастного происшествия. Родители же не планируют этого происшествия…

Дмитриев также заявил, что штаб Некляева был не в состоянии повлиять на принятие или непринятие санкций в отношении Беларуси.

Обвиняемый говорит очень громко и быстро. Судья Жуковская попросила его говорить медленнее, чтобы секретарь заседания успевала вести протокол.

Дмитриев рассказал, что штаб Некляева пытался во время подготовки акции 19 декабря связаться с правоохранительными органами, но им посоветовали обратиться после 20 декабря.

Говорит, что народ просто не мог идти по тротуарам от Октябрьской до площади Независимости, настолько много было людей. Считает, что лучше заработать административное нарушение, чем повторить трагедию, похожую на Немигу-1999.

Дмитриев также заявил, что кампания «Говори правду!» не финансировала работу штаба Некляева.

Политик признает, что мешал сотрудникам ГАИ осмотреть машину со звукоусиливающей аппаратурой.

— Она нам была нужна для того, чтобы контролировать людей. Возможно, даже не было бы никакого шествия до площади Независимости, если бы мы смогли довезти аппаратуру до Октябрьской.

Дмитриев отказался отвечать на вопросы прокурора, касающиеся кампании «Говори правду!». Он считает, что такие вопросы не имеют отношения к данному уголовному делу и к избирательной кампании.

Прокурор пытается выяснить, обсуждал ли Дмитриев во время поездок за границу возможные сценарии развития событий на Площади. Политик отмечает, что обсуждал выборы-2010 за границей с разными людьми. О чем конкретно говорил — не помнит.

11.27. Рымашевский: «Избиение Некляева крайне отрицательно повлияло на людей, собравшихся на Площади. Тем более, что все обвиняли в избиении Некляева представителей власти».

10.49. Прокурор расспрашивает Рымашевского, каким образом он призвал людей выйти на Площадь.

— Мы не имели ни «западных», ни «восточных»денег на проведение кампании, — отвечает экс-кандидат, сообщает «Наша Нiва». — Было очень много работы, поэтому мы собирались подавать заявку на проведение акции протеста 19 декабря в последний момент. Но за десять дней до нее мне позвонил прокурор и сказал, что заявку нужно подавать за 15 дней до проведения акции. Мы рассчитывали, что можно подавать за три дня…

— У нас была только одна общая встреча с другими кандидатами и представителями штабов. Были все, кроме представителей штаба Санникова. Это произошло 9 декабря. На встрече мы договорились координировать действия на акции протеста, — сказал Рымашевский.

10.30. Рымашевский добавил, что сейчас, как и ранее, убежден, что выборы прошли с нарушениями, сообщает interfax.by .

Он выразил несогласие с таким пунктом обвинения, как то, что он принимал участие в массовых беспорядках, заведомо влекущих грубое нарушение общественного порядка. В данной связи Рымашевский сообщил, что он и его соратники по избирательной кампании обращались к генпрокурору и просили его прийти на площадь и лично проследить за порядком, но этого не произошло.

Обвиняемый выразил несогласие с тем, что в понимании суда является грубым нарушением общественного порядка.

– Если большой колонной выйти на проезжую часть – это грубое нарушение порядка? – спросил он.

Он добавил, что сам лично не выражал инициативы идти к дому правительства и там требовать переговоров, однако согласился с таким предложением, когда его высказали другие кандидаты.

10.15. Дает показания Рымашевский. Он подтвердил, что согласен давать показания частично. Согласен, что его призывы выйти на площадь были незаконными, сообщает «Радыё Свабода». Но до вынесения предупреждения призывы были законными. Перешел с русского языка на белорусский.

Рымашевский сказал, что была организована дружина для недопущения провокаций. Он предупредил всех, что акция носит мирный характер.

В первый день процесса, 5 мая, были заслушаны обвинения прокурора, а также допрошены двое обвиняемых — Сергей Возняк и Алксандр Федута.

Владимир Некляев не признал своей вины «ни по одному пункту». «Когда будет признано, что процесс политический, я назову свои политические ошибки и почему они были сделаны», — сказал он, сообщает «БелаПАН».

Полностью отрицает свою вину и Анастасия Положанко.

Александр Федута признал «свою политическую ответственность». Остальные подсудимые — Виталий ымашевский, Сергей Возняк и Андрей Дмитриев — свою вину признали частично.

Подробности первого дня процесса читайте здесь.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)