Комментарии
Светлана Калинкина, «Народная воля»

Стыдные деньги

На домах вокруг площади Якуба Коласа какое-то время назад вывесили много плакатов из серии патриотических. Иду я себе спокойно, не обращая внимания на эти билборды, и вижу, как двое гостей нашего города киргизско-казахской внешности, задрав голову, обсуждают, «какой молодой этот Олег Олегович».

Ну и я поддалась стадному инстинкту. Красивый молодой мужчина в белом халате хорошо улыбается, скрестив руки на груди, у него за спиной – операционная. Надпись гласит: «Вместе мы Беларусь». Сама я настолько боюсь врачей, что никакой дружбы с ними никогда не имела, материалов про них не писала, ехать в больницу меня может заставить только «скорая помощь» или несчастье у друзей и близких. В общем, лицо плакатного доктора мне знакомым не показалось.

– А кто это? – спрашиваю.

– Это ваш главный трансплантолог, – просветили меня гости столицы, не скрою, несколько удивив таким знанием. Но все-таки ничего такого крамольного я и не подумала, и не заподозрила.

А тут недавно День медицинского работника праздновался. И много было статей в связи с этим про наши достижения в области медицины. В том числе выяснилось, что Беларусь добилась больших успехов по показателю экспорта медицинских услуг. А под статьями в интернете, как известно, бывают ссылки на материалы в развитие темы. Так я и натолкнулась на интересное интервью начальника отдела маркетинга и издательской деятельности Национального агентства по туризму Валерия Болдырева. Который рассказал, что у отдельных минских медучреждений объем экспорта услуг в прошлом году составил более 60% общего объема всех оказанных платных медицинских услуг. То есть иностранцы за деньги лечатся в некоторых наших клиниках чаще, чем белорусы.

Тоже, вроде, ничего вопиющего. Белорусские санатории, как всем известно, россиянами заполнены. Зубы у нас дешевле ставить, грудь увеличить, нос укоротить – такой экспорт медицинских услуг я понимаю, за такой экспорт можно даже радоваться.

Всего в прошлом году в Минске медицинские услуги получили более 25 тысяч иностранцев – в основном это граждане России, Азербайджана, Казахстана, Иордании, Македонии, Кипра, Германии, Грузии, Израиля... Но не классические носы и даже не новые зубы, как выяснилось, влекут иностранцев в нашу страну. На первом месте среди самых востребованных услуг чиновник, который отчитывался за развитие медицинского туризма, назвал... трансплантологию.

Все, конечно, рады за прорыв в отечественной трансплантологии, но это признание навеяло нехорошие мысли. И я начала копаться в теме дальше.

Прочитав немало разных материалов, теперь я понимаю, что под портретом «молодого Олега Олеговича» я, скорее всего, видела не киргизов, а казахов. Им, оказывается, просто официально рекомендуют ехать в нашу страну. Казахстан своей службы трансплантологии не имеет и заключил соглашение с Беларусью «о сотрудничестве в проведении операций по пересадке почек, печени, поджелудочной железы и других органов». До 2009 года подданным Нурсултана Назарбаева такие операции делали преимущественно в Пакистане. Но после ухода с поста президента Первеза Мушаррафа власти Исламабада издали указ о запрете пересадок почек иностранцам. И теперь казахам официально советуют ехать для проведения таких операций в Минск.

Встретилось мне и радостное свидетельство гражданина Грузии Эльгуджи Ханадзе, которому в Минске пересадили почку.

– В Москве пересадка обошлась бы в 150 тысяч долларов, в Германии – в 180 тысяч евро, а в Беларуси такие операции делают значительно дешевле, –рекламировал он услуги наших трансплантологов.

Вообще, как гласит статистика, обнародованная СМИ, за первые три месяца этого года белорусские трансплантологи оказали помощь семидесяти иностранцам. Цифра была озвучена, что называется, через запятую, мимоходом, но она заслуживает того, чтобы акцентировать на ней внимание. Потому что это ОЧЕНЬ МНОГО. Сами подумайте: за весь прошлый год в стране было произведено 169 трансплантаций органов. По крайней мере, такие цифры приводил министр здравоохранения Василий Жарко на международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы органной трансплантации», имея в виду и белорусских пациентов, и зарубежных. А тут за один квартал только на иностранцах сделали почти полугодовую норму! План по валюте врачи выполнят и, наверное, перевыполнят. И пусть все их пациенты, вне зависимости от гражданства, живут долго и счастливо. Но...

Вы знаете, сколько людей в Беларуси ждут своей очереди на пересадку органов? Данные по прошлому году: около 400 фамилий находилось в листе ожидания на пересадку почки, 25 человек – на донорское сердце, 70 – печени, 30 – на трансплантацию поджелудочной железы. Очереди на пересадку почки надо ждать где-то два года. Причем ждать на мучительных процедурах гемодиализа, которые необходимо проводить по нескольку раз в неделю, по три-четыре часа каждая... Судороги, рвота, головные боли... А если пропустить – смерть.

Официально говорится, что иностранцам пересаживают органы только тогда, когда они не подходят никому из белорусов. Но это не может быть правдой просто потому, что такого физически не может быть. В течение 24 часов можно пересадить почки, в течение 6--8 часов – печень, считанные часы отведены сердцу. То есть при всем желании из Алма-Аты под внезапно никому из белорусов не подошедшую печень человек прилететь просто не успеет. И даже под почку не успеет, учитывая нерегулярность авиасообщения между нашими странами.

С другой стороны, слишком наивным было бы думать, что иностранный гость, которому требуется трансплантация, случайно оказывается в Минске именно в тот момент, когда, опять же, случайно появляется орган, никому из белорусов не подходящий. Чудеса, конечно, бывают, но все-таки в разумных пределах.

Как я понимаю, дело обстоит так. Иностранец должен прибыть в Минск и уже здесь ждать, когда появится орган, который ему подойдет. Белорусы таких органов ждут не один год. И не все, как известно, дожидаются. Но, понятно, что граждане других государств годами сидеть в Минске в ожидании операции по трансплантации просто не могут. То есть когда они подписали договор и оплатили операцию, у них приоритетная очередь. И вряд ли возможны иные варианты.

Дай Бог, всем здоровья – и гражданам Беларуси, и негражданам. Но я считаю, что это аморально – зарабатывать валюту таким экспортом медицинских услуг. Да, в очереди на удаление лишнего жира с попы можно богатого иностранца пропустить вперед (в конце концов, из-за крутых бедер еще ни одна дама не умерла). И зуб кривоватый, в общем-то, подождет, пока доктор заработает для страны валюту. Но когда речь идет о жизни и смерти, о трансплантации внутренних органов, то это бизнес на крови. Это деньги, заработанные на горе и боли наших земляков. На чьей-то беде, на чьих-то муках.

Именно из-за этого морального аспекта в Европе пациенты, не являющиеся гражданами ЕС, могут рассчитывать только на родственную пересадку или должны найти донора самостоятельно. Во многих странах Европы пересадки органов иностранным гражданам запрещены законодательно. У нас такого запрета нет, и даже никто не поднимает эту тему, не заикается о ней. Не хочется, конечно, думать о плохом, но очень похоже, что мы именно потому и не пожалели денег на трансплантологию, начали ускоренными темпами обучать врачей, закупать оборудование, что увидели востребованную нишу и решили ее заполнить.

Олег Олегович Руммо сделал большое, просто огромное дело для нашей страны, создав Республиканский научно-практический центр трансплантации органов и тканей, но это не значит, что Беларусь теперь должна предлагать свои услуги на международном рынке пересадки органов. Да, спрос есть. Но это стыдные деньги, это страшные деньги.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)