Экономика
Татьяна Маненок, «Белрынок»

«Структурные реформы, если приступить к ним сейчас, через 2-3 года могут добавить белорусской экономике 2-2,5% роста»

Правительство подготовило программу структурных реформ (ожидается, что она будет опубликована 28 октября). В программе нет революционных идей, – намечены лишь осторожные шаги в правильном направлении.

В ней будет заявлено о новом подходе к управлению предприятиями, освобождении их от непрофильных активов, дальнейшей либерализации цен, возможных реформах предприятий-монополистов энергосектора и транспортной отрасли и т. д.

Сама программа структурных реформ будет выглядеть как составная часть программы социально-экономического развития Беларуси на 2016-2020 годы. То есть «будет представлена программа на пятилетку, а к ней – пакет необходимых структурных изменений: законов, указов и т. д. – порядка 50-70 документов», рассказал заместитель министра экономики Беларуси Дмитрий Крутой 15 октября в кулуарах заседания Республиканского клуба директоров Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. профессора М. С. Кунявского (БСПН им. Кунявского).

Виноваты только банки?

Сегодня белорусский директорат больше всего беспокоят отсутствие оборотки (80% отечественных предприятий не имеют собственных оборотных средств) и нестабильность экономической ситуации. Как заявил почетный председатель правления БСПН Георгий Бадей, предприятия зарабатывают прибыль, но через налоговую систему, социальный налог, погашение процентов по кредитам и т. д. она практически вся изымается.

«Сегодня большинство предприятий не имеют ни собственных оборотных средств, ни возможности развиваться. Они стоят перед элементарным вопросом: как завтра выжить?» – подчеркнул Г. Бадей.

Замминистра экономики вынужден был согласиться с тем, что банковские ставки в стране «по большому счету сегодня запретительные, неподъемные». Основная причина, пояснил он, в том, что в ресурсной базе наших ключевых банков депозиты населения составляют 50-60%, в то время как в Deutsche Bank – только 20%. И в связи с этим заметил: а почему бы и банкам, равно как и предприятиям, осваивающим новые рынки, не поставить аналогичную задачу? «Почему они не могут поехать в Гонконг или США, найти длинные дешевые деньги под 8%, выдать их под 10% и на этом зарабатывать?» – отметил Д. Крутой.

Структурные реформы как источник роста

Как долго продлится турбулентность белорусской экономики и к чему готовиться белорусским предприятиям в ближайшей перспективе? На этот вопрос хотели получить ответ директора.

Замминистра экономики не стал обнадеживать. «Вряд ли в ближайшие 1-2 года турбулентность снизится», – сказал он. Чуда не будет: экономический кризис в России – основном торговом партнере Беларуси – продолжится, ситуация на нефтяном рынке также принципиально не поменяется, а значит, ожидать оживления высоколиквидного спроса на отечественные товары не приходится. «Надо привыкать к новым условиям работы», – сказал он.

В связи с этим Д. Крутой отметил, что при самом благоприятном сценарии, который предусматривает восстановление цен на нефть и рост российской экономики как основного рынка сбыта нашей продукции, белорусская экономика будет расти на 2-2,5% в год.

«Конечно, это проблема. Наша доля в мировом производстве будет сокращаться. Переломить эту ситуацию можно за счет проведения институциональных и структурных реформ», – отметил Д. Крутой. По оценке Минэкономики, если экономические реформы в Беларуси запустить сейчас, то с 2017-2018 годов белорусская экономика начнет добавлять по 1,5-2% к этим 2%.

Частный бизнес поддержат за счет китайских кредитов?

Д. Крутой рассказал о 5 базовых подходах в программе структурных реформ, которые предполагается реализовать в Беларуси в 2016-2020 годах.

В первую очередь свои усилия правительство собирается направить на борьбу с инфляцией и ростом цен. «Без достижения устойчивых ежегодных темпов инфляции хотя бы не ниже 5-7% нам будет сложно оздоровить экономику», – сказал замминистра. Согласно прогнозам, в 2016 году инфляция составит 12%, в 2017 году – 9%, к концу 2020 года – 5%.

Согласно планам, правительство намерено уйти от неэффективного контроля цен на отдельные товары и услуги. В Беларуси с 2011 года перечень регулируемых позиций уменьшен с 80 до 43, перечень социально значимых товаров сократился почти в 5 раз – с 60 до 12. «Как результат, сегодня доля регулируемых позиций в нашем общем индексе инфляции по стране уменьшилась с 42 до 19%. Это самый низкий уровень в нашей истории», – отметил Д. Крутой. До 1 июля 2017 года перечень регулируемых позиций должен быть еще более существенно сокращен. «Уже разрабатывается соответствующая матрица», – добавил он.

Для обеспечения честной конкуренции на рынке и снижения цен правительство намерено активизировать борьбу с монополистами. Конечно, сказал Д. Крутой, «это возможно только через проведение структурных реформ в этих сферах, особенно в энергетике и транспорте». «Такие предложения сегодня разрабатываются. Они будут основаны на лучшем опыте стран ЕС и с учетом ошибок, которые совершили наши коллеги в России и Украине в реформировании монополий», – заявил замминистра экономики.

Правительство собирается по-новому подойти к модернизации экономики. По крайней мере, чиновники уже признают, что проводимая до этого времени сверху модернизация предприятий не принесла ожидаемой отдачи.

За последние 4 года в обновление основных фондов промышленного сектора Беларуси было инвестировано около 30 млрд. долларов (около 45% годового ВВП). Это позволило снизить уровень износа основных фондов промышленности до 40%. «Но эффективности и той отдачи, которую мы ожидали, модернизация не принесла», – признал Д. Крутой. По уровню добавленной стоимости на одного занятого человека в промышленности, «несмотря на хорошую добавку за последние годы, мы все равно имеем 21 тысячу долларов». В странах ЕС этот показатель, по данным за минувший год, составляет 74 тыс. долларов. Был разрыв в 5-6 раз, сейчас – в 3-4 раза.

К тому же, к примеру, в деревообработке основные инвестиции были вложены в сырьевой сегмент – производство древесных плит, в то время как мебельное производство, генерирующее более высокую добавленную стоимость, не получило должного развития. Как результат, сопоставимая с Беларусью по размеру лесного фонда Польша экспортирует мебели на 6 млрд. долларов в год, а Беларусь – всего лишь на 0,5 млрд. долларов.

В перспективе правительство также намерено заняться модернизацией системы управления: разделить функции государства как собственника и регулятора. В частности, оно намерено пересмотреть подходы к созданию холдингов в стране. Фактически Д. Крутой признал, что проводимая холдингизация не дала эффекта: к более сильным предприятиям элементарно присоединили слабые.

Намечено также полностью уйти от директивного к индикативному планированию. «Соответствующий проект закона подготовлен и направлен в парламент. Планируем, что он заработает с 2016 года», – сказал Д. Крутой.

Будут изменены подходы к кредитованию в рамках госпрограмм. Получить бюджетное финансирование можно будет по конкурсу и только через Банк развития. При этом количество госпрограмм планируется сократить с нынешних 180 до 25.

Еще один приоритет экономической программы предстоящей пятилетки – привлечение инвестиций и поддержка малого и среднего бизнеса. «У белорусского бизнеса есть потенциал для роста. Задача – его масштабно поддержать, устранить все, что мешает его развитию», – подчеркнул Д. Крутой. Правительство уже ведет переговоры с китайскими компаниями о привлечении кредитных ресурсов на финансирование проектов малого и среднего бизнеса. В сентябре китайской стороне направлены пилотные инвестпроекты для рассмотрения возможности их финансирования. Речь идет о сумме от 1 до 2 млрд. долларов.

Поскольку возможности белорусского бюджета сейчас ограниченны, то финансировать традиционные для государства направления – дороги, инфраструктуру, детские сады и т. д. – правительство собирается с помощью частного капитала: через механизм государственно-частного партнерства. «Закон о государственно-частном партнерстве уже на выходе», – подчеркнул Д. Крутой.