Это Европа

Максим Яремко

Страну, где умеют протестовать, накрыла топливная «голодовка»

Почему в Португалии началась забастовка водителей бензовозов.  

АЗС на «голодном пайке». Фото Rafael Marchante, Reuters

12 августа в Португалии, в самый разгар туристического сезона, стартовала бессрочная забастовка водителей бензовозов. Главное требование бастующих – повышение минимальной зарплаты с 630 до 900 евро в ближайшие два года.

Решение о забастовке объявили два профсоюза, представляющие права перевозчиков. Они также требуют снизить налоги и обеспечить достойные условия труда для работников.

Забастовка была объявлена после того, как переговоры профсоюзов с Ассоциацией национальных перевозчиков товаров (ANTRAM) ни к чему не привели. Начальство бастующих уверяет, что со всеми доплатами и надбавками водители и так получают достаточно, и условия труда у них нормальные, однако водителям виднее, что для них «достаточно» и «нормально».

Узнав о забастовке бензовозчиков, вся страна ринулась к автозаправочным станциям, из-за чего продажи топлива выросли почти вдвое – автовладельцы пытались максимально заправить баки на случай, если забастовка затянется надолго. На большинстве португальских АЗС уже в первые часы ажиотажа возник недостаток топлива, 738 станций по всей стране остались без дизеля, ещё 545 – без бензина.

Как сообщает испанская газета El Mundo, больше других от нехватки топлива пострадал регион Алгарве, в настоящее время полный иностранных туристов. Многие из них, не сумев заправиться на местных АЗС, поехали заправляться в соседнюю Испанию.

В связи с этим правительство Португалии объявило «энергетическую чрезвычайную ситуацию» – как минимум до 21 августа. Теперь на заправках можно приобрести лишь 15 литров для легковушки и 100 литров для грузовика.

Чтобы забастовка не затронула работу школ, больниц и аэропортов, власти пошли на жёсткие правовые меры. Транспортным компаниям выдано предписание доставлять на АЗС не менее 50% положенного объёма топлива. Общественный транспорт должен быть обеспечен топливом на 75%, спасательные группы, аэропорты и полиция – на 100%.

– Мы будем проводить экстренное заседание кабинета министров всякий раз, когда в том будет необходимость, то есть в случае несоблюдения предписания о поставках топлива, – заявил премьер-министр Антониу Кошта.

Вводя чрезвычайное положение, правительство пытается избежать ситуации, которая сложилась в апреле этого года, во время предыдущей забастовки поставщиков: тогда без топлива остались более две тысячи заправок, возникли проблемы с поставкой бензина и дизеля в аэропорты и больницы.

В транспортных компаниях, однако, уверены, что бастующие не станут выполнять требования властей.

– Профсоюзы готовятся бойкотировать правительственное постановление о поставках топлива в минимальных объёмах. Это очевидно. Вот почему они не предоставляют списки работников, необходимые для того, чтобы компании затем могли назначить тех, кто в них фигурирует, ответственными за оказание услуг, – прокомментировал ситуацию для Euronews представитель ANTRAM Андре Матиас де Алмейда.

Некоторые бастующие действительно заявили, что введенные властями ограничения нарушают их право на забастовку, и они будут их игнорировать. Однако представители профсоюзов дали понять, что готовы выполнить распоряжение правительства, но при условии, что водителям обеспечат достойные условия труда.

– Заявляем чётко и ясно: мы не допустим, чтобы они работали дольше восьми часов. Чтобы вы понимали, о чём речь: к примеру, путь от Лиссабона до Алгарве занимает гораздо больше времени, – пояснил Педро Пардал Энрикес, представляющий Ассоциацию водителей-перевозчиков опасных грузов.

Чем закончится этот клинч, прогнозировать трудно: ни одна из сторон пока не готова идти на существенные уступки. В правительстве уже предупредили: если кризис с поставками топлива усугубится, в стране могут быть задействованы полиция и национальная гвардия.

Но бастующим не привыкать: забастовки для португальцев – дело обычное, проводить они их умеют и угроз не боятся. Поэтому и добиваются своего в большинстве случаев.