Экономика

Страна снова берет курс на рыночную экономику?

Либерализировали, либерализировали, но не долиберализировали. Этот набор слов впору делать в Беларуси новой экономической скороговоркой. Курс на рыночную экономику страна берет уже не первый раз. О либерализации, улучшении инвестиционного климата, снижении налогового бремени на бизнес с высоких трибун говорится достаточно регулярно. Даже действует директива о дебюрократизации. И что толку?

Можно вспомнить, что еще в 2001 году Лукашенко накануне выборов обещал бизнесу "невиданную либерализацию", а также говорил о необходимости "стимулировать предпринимательскую активность" в стране. Однако в результате для бизнеса это обернулось "закручиванием гаек". Были введены обязательные отчисления в фонд соцзащиты, увеличены штрафы, ставки налогов и аренды, введены новые местные налоги.

По мнению экономиста Ярослава Романчука, к таким заявлениям стоит относиться с определенной долей скепсиса. "Пока не будет четких указов, законов, заточенных под рынок, не произойдет кадровых перестановок в правительстве, можно говорить все что угодно, — сказал он "Белорусским новостям". — Даже если в центре Минска поставят памятник рыночнику Мизесу, это не сделает белорусскую экономику более либеральной".

При этом нынешний состав правительства не способен заниматься рыночными реформами и адекватно реагировать на кризис, полагает Романчук. "Чиновники, которые десятилетие работали в условиях плановой экономики, в режиме пятилеток, по своему интеллектуальному потенциалу не смогут делать системные рыночные реформы в принципе. Системщиков там нет". По его мнению, нужно поменять 10-20 человек в руководящих органах: "Среднее звено министерств — профессионалы, которым нужны грамотные указания".

Ресурс принятия хороших решений Лукашенко упустил в 2006-2007 годах, когда для экономики Беларуси была самая благоприятная ситуация, считает Ярослав Романчук: "В стране было много денег, шли дотации из России". Сейчас нужно следовать ирландскому или эстонскому опыту: чем быстрее введешь рыночные механизмы, тем быстрее люди и предприятия к ним адаптируются. В связи с этим достаточно даже одного декрета или указа, который бы отменил регулирование цен, ограничения по рентабельности для предприятий, по формированию себестоимости, снял ограничения по процентным ставкам банков, запретил конфискации, внесудебные изъятия у предприятий любой формы собственности.

Как считает почетный председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Потупа, должно быть меньше лозунгов и больше конкретики, которую можно было бы обсуждать. "Главное, чтобы из очередной либерализации не получился либерализец", — отметил он.

По его мнению, надо заниматься гарантиями, а не болтовней. "Никакие нанятые лорды улучшить имидж страны на пустом месте не способны".

"Либерализация — это когда в том числе установлены четкие правила игры. Должен быть прописан алгоритм принятия экономических нормативных актов. Но сейчас их, по сути, нет. В итоге это должно если не ликвидировать, то существенно изменить нынешнюю указно-декретную систему. Сейчас 90% документов принимаются без серьезных обоснований, поэтому их потом так легко меняют", — считает Потупа.

Вот уже и государственные эксперты стали смелее говорить о рыночных реформах и конкурентной борьбе. Так, по мнению декана экономического факультета БГУ Михаила Ковалева, Беларуси следует смелее переходить к рыночным методам регулирования, а Минэкономики не следует уповать только на внешние причины роста цен. "Административные методы расчета цен себя исчерпали: они уже не дают ожидаемого эффекта. Нужно прилагать усилия для торможения или даже снижения цен за счет жесткой конкурентной борьбы", — цитирует Ковалева БЕЛТА.

Любопытно, что в своей книге "Лукашенко. Политическая биография" бывший соратник белорусского президента Александр Федута вспоминал, что вскоре после победы на выборах в 1994 году правительство с участием президента обсуждало дальнейшую экономическую стратегию страны. Выслушав различные мнения, Александр Лукашенко попросил поднять руки тех, кто умеет управлять в условиях рыночной экономики и знает, как это делать. Руки не поднял никто. Тогда президент сказал: мол, будем работать так, как мы умеем…

Неужели время все-таки время пришло?

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)