«Сталин убивал одних, другие молчали и становились следующими. И так бесконечно»

Эдвард Радзинский хочет понять, как получилось, что вся страна оказалась порабощенной, а затем и уничтоженной одним человеком.

Журналистка Полина Санаева пишет о вечере Эдварда Радзинского о Сталине.

«Заяц эмигрировал из СССР. Его спрашивают, почему он это сделал.

– Там сажают верблюдов!

– Но ты-то не верблюд.

– Там это надо доказывать.

(один из трех анекдотов, рассказанных Эдвардом Радзинским)

На прошлой неделе выяснилось, что по опросам Левада-центра роль Сталина в истории положительно оценивают 70% россиян. Новый исторический рекорд. На этой вышел фильм Дудя «Колыма — родина нашего страха».

А вчера был аншлаг на вечере Эдварда Радзинского о Сталине. В начале он сказал: «Такие люди не умирают — они прячутся в природе».

Радзинский 1936 года рождения. Он всеми силами хочет понять – как сначала ближайший круг соратников, а затем вся страна оказались порабощенной, а затем и уничтоженной одним человеком. Сталин убивал одних, другие молчали и становились следующими. И так бесконечно. Почти бесконечно.

Радзинский многие годы исследовал документы, личные письма, протоколы допросов и собраний. Исследовал профессионально как выпускник историко-архивного института и как писатель, который тончайшим и глубочайшим образом (и тут ему нет равных) разбирается в человеческой натуре. То, чего Радзинский не знает о Сталине и той эпохе, того и знать не надо. Со сцены КЗЧ он рассказал весь механизм захвата власти и становления тирана. Но признался, что так и не нашел ответа на вопрос — как получилось, что все молчали на всех этапах этого захвата и этого становления? Знали про средневековые пытки, неправдоподобные сфабрикованные обвинения, убийства и никто ничего не мог сделать. «Людей сковал страх» — единственное объяснение.

(А сейчас-то с ними что, раз они продолжают одобрять?)

Зал Чайковского известен невероятной акустикой. И это сильное впечатление — в этом зале слушать Радзинского, который говорит о диком насилии, как он один умеет — с паузами, перепадами интонаций, то улыбаясь, то самого себя осекая, будто снова и снова удивляясь каждому факту кровавой истории. Ощущение полной жути и абсурда все усиливалось. А текст со словами «великий ученый Вавилов не погиб в Саратовской тюрьме, он сдох, как собака» свел наполненное фактами повествование, к одной эмоции — к острой боли.

Радзинский сделал все, что мог, для того, чтобы развенчать миф об эффективном менеджере Сталине. Но на фоне 70% одобряющих «роль Сталина» есть ощущение тщетности его усилий. Солженицын написал «Архипелаг ГУЛАГ», Радзинский написал «Апокалипсис от Кобы» и книгу «Сталин», Дудь снял отличный фильм. Но читают и смотрят все это те, кто и так уверен, что Сталин не должен повториться. И они каким-то образом снова в меньшинстве.

Чтобы ситуация изменилась, недостаточно усилий писателей и блогеров, даже самых талантливых. Страна до сих пор не осознала и не отплакала случившееся в те годы. Чтобы это произошло, чудовищность сталинских преступлений должна осуждаться официальной властью, как фашизм в Германии. А у нас во власти — идеологические, политические и морально-этические наследники по прямой.

В зале было много молодых людей. И по разговорам я поняла, что некоторые из них еще не определились с отношением к Сталину и пришли именно, чтоб разобраться. И их проняло.

Эдвард Станиславович в свои 82 — в отличной форме. Это серьезно — почти три часа стоять перед полуторатысячным залом и не просто рассказывать истории, а излагать дико волнующие его самого вещи! И как выразилась одна зрительница, «даже без блокнотика с планчиком».

Браво, Радзинский! Спасибо за все — от фразы «Я всегда буду, в общем, чуть-чуть случайной...» до титанического труда по сохранению здравого смысла и восстановлению исторической справедливости в непредсказуемом общественном сознании».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(163)